Закон Кировской области от 28.12.2005 № 395-ЗО
Пункты 9, 10 части 2 статьи 4 признаны утратившими силу с 10.03.2023 в связи со вступлением в силу Закона Кировской области от 27.02.2023 № 154-ЗО «О внесении изменений в отдельные законы Кировской области и признании утратившими силу отдельных положений статьи 4 Закона Кировской области «О культуре».
Внесены изменения
В закон внесены изменения Законами Кировской области от 07.06.2008 № 254-ЗО, от 24.12.2008 № 328-ЗО, от 01.04.2009 № 349-ЗО, от 09.11.2009 № 448-ЗО, от 25.02.2011 № 618-ЗО, от 16.03.2012 № 128-ЗО, от 05.03.2014 № 383-ЗО, от 23.12.2014 № 493-ЗО, от 27.11.2015 № 596-ЗО, от 25.07.2018 № 177-ЗО, от 05.10.2022 № 106-ЗО, от 27.02.2023 № 154-ЗО
Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.
Принят Законодательным Собранием Кировской области 22 декабря 2005 года
Статья 1.Предмет правового регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, законами и иными нормативными правовыми актами области регулирует правовые отношения в сфере культуры.
2. Отношения в сфере культуры, связанные с государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) областного значения, организацией библиотечного обслуживания областными библиотеками, регулируются специальными законами области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1)культурная деятельность - деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей;
2) организации культуры - организации, созданные для осуществления культурной деятельности и предоставляющие культурные блага, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
3) государственная культурная политика области – часть единой государственной культурной политики, совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти Кировской области в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры;
4) культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, иные уникальные в историко-культурном отношении объекты и территории;
5) государственная поддержка культурной деятельности – совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, установленных органами государственной власти области в целях сохранения и развития культуры и искусства, обеспечения прав граждан на приобщение к культурным ценностям, культурную деятельность и творчество.
Статья 3. Принципы государственной культурной политики области
Государственная культурная политика области основывается на следующих принципах:
1) признания основополагающей роли культуры в процессе развития и самореализации личности, гуманизации общества, воспитания населения в духе уважения к общечеловеческим ценностям, гражданственности и патриотизма;
2) обеспечения государственных гарантий сохранения и развития культуры;
3) неотъемлемости прав каждого человека на культурную деятельность и творчество в сфере культуры;
4) обеспечения свободного доступа к культурным ценностям и благам;
5) обеспечения эффективной работы областных государственных учреждений культуры;
6) поддержки и развития детского и юношеского творчества;
7) содействия деятельности организаций культуры и творческих работников;
8) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти области в сфере культуры
1. К полномочиям Законодательного Собрания области в сфере культуры относятся:
1) принятие законов области в сфере культуры и внесение в них изменений, контроль за их соблюдением и исполнением;
2) утверждение долгосрочных областных целевых программ в сфере сохранения и развития культуры и контроль за их исполнением;
3) утверждение областного бюджета в части расходов на культуру;
4) присвоение объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия Кировской области;
5) предоставление налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
2. К полномочиям Правительства области в сфере культуры относятся:
1) обеспечение проведения единой государственной культурной политики;
2) разработка проектов долгосрочных областных целевых программ, разработка и принятие иных программ в сфере сохранения и развития культуры, обеспечение их исполнения, подготовка отчетов об исполнении;
3) организация деятельности иных органов исполнительной власти области по реализации программ в сфере развития и поддержки культуры, сохранения культурного наследия;
4) обеспечение свободного доступа граждан к культурным ценностям и благам;
5) осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав граждан в сфере культуры;
6) создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
7) создание, реорганизация, ликвидация областных государственных организаций культуры;
8) организация поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
9) установление порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории области, к изделиям народных художественных промыслов;
10) установление мест традиционного бытования народных художественных промыслов;
11) поддержка творческих работников через систему премий, стипендий, грантов;
12) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 5. Полномочия органа исполнительной власти области в сфере культуры
К полномочиям органа исполнительной власти области в сфере культуры относятся:
1) разработка и реализация областных целевых программ в сфере сохранения и развития культуры;
2) действия по созданию, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений культуры, осуществление управления областными государственными учреждениями культуры, образовательными учреждениями в сфере культуры;
3) проведение мероприятий, направленных на осуществление культурной деятельности на территории Кировской области;
4) осуществление государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации;
5) принятие решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Кировской области;
6) обеспечение условий, необходимых для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление областным государственным музеям и иным учреждениям;
7) обеспечение условий, необходимых для хранения и использования библиотечных фондов областных государственных библиотек и областного государственного фильмофонда;
8) оказание методической, информационной и организационной поддержки областным государственным учреждениям культуры;
9) организация подготовки и повышения квалификации работников культуры и искусства;
10) осуществление взаимодействия с творческими союзами и иными организациями творческих работников;
11) осуществление иных полномочий в сфере культуры, предусмотренных действующим законодательством, а также положением об органе исполнительной власти области в сфере культуры, утвержденным Правительством области.
Статья 6. Государственная поддержка культурной деятельности
1. Государственная поддержка культурной деятельности осуществляется посредством:
1) финансирования за счет средств областного бюджета областных государственных учреждений культуры, областных целевых программ в сфере сохранения и развития культуры;
2) содействия развитию культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории Кировской области, международных и межнациональных культурных связей;
3) протекционизма (покровительства) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, творческим коллективам, наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
4) поощрения деятельности организаций культуры, творческих работников, граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, самообразованию, любительским искусствам, ремеслам;
5) поддержки развития сети образовательных учреждений в сфере культуры, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);
6) организации гастролей, выставок, иных культурных мероприятий;
7) предоставления налоговых и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
8) социальной поддержки работников областных государственных учреждений культуры.
2. Органы государственной власти области вправе в пределах своей компетенции устанавливать иные меры государственной поддержки культурной деятельности.
Статья 7. Виды организаций культуры. Областные государственные учреждения культуры
1. В Кировской области в целях сохранения, создания и распространения культурных ценностей, предоставления культурных благ населению могут создаваться государственные, муниципальные и частные организации культуры в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для областных государственных организаций культуры определяется Правительством области.
3. Областные государственные учреждения культуры осуществляют культурную деятельность и оказывают услуги по предоставлению культурных благ населению области, предусмотренные их уставами.
Создание, реорганизация и ликвидация областных государственных организаций культуры осуществляется Правительством области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Областные государственные учреждения культуры финансируются за счет средств областного бюджета и иных не запрещенных законом источников. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований. Доходы, фактически полученные областными государственными учреждениями культуры от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении областного бюджета сверх утвержденных законом области об областном бюджете и сверх сметы, направляются на финансирование расходов данных учреждений.
Статья 8. Меры социальной поддержки работников областных государственных учреждений культуры
1. Работникам областных государственных учреждений культуры предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней;
2) единовременная денежная выплата в размере двух должностных окладов при расторжении трудового договора по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости.
2. Выпускники высших и средних профессиональных образовательных учреждений, поступившие на работу по указанной в документе об образовании специальности в областные государственные учреждения культуры и искусства, а также в среднеспециальные учебные заведения и учебные заведения дополнительного образования в отрасли "Культура", имеют право на получение единовременной денежной выплаты в размере пяти установленных им должностных окладов один раз в год в течение первых двух лет работы в указанных учреждениях.
Статья 9. Особо ценные объекты культурного наследия Кировской области
1. К особо ценным объектам культурного наследия Кировской области могут быть отнесены расположенные на территории Кировской области историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, театрально-зрелищные учреждения, музеи, библиотеки, выставочные залы, художественные галереи, дома народного творчества, парки культуры и отдыха, планетарии, клубные учреждения, творческие коллективы, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
2. Присвоение объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия Кировской области означает отнесение его к высшей категории учета и охраны и предполагает особые формы государственной поддержки.
Присвоение объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия Кировской области осуществляется постановлением Законодательного Собрания Кировской области.
Предложения об отнесении объектов к числу особо ценных объектов культурного наследия Кировской области вносятся органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями либо гражданами в орган исполнительной власти области в сфере культуры.
3. Особо ценные объекты культурного наследия Кировской области включаются в областной свод особо ценных объектов культурного наследия Кировской области, депозитарием которого является орган исполнительной власти области в сфере культуры.
4. Порядок учета и охраны особо ценных объектов культурного наследия Кировской области устанавливает Правительство области.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Губернатор
Кировской области
Н.И.Шаклеин