Закон Кировской области от 26.07.2001 № 9-ЗО
Принят Кировской областной Думой 26 июля 2001 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", федеральными законами, Уставом области, законами области в целях упорядочения управленческих отношений и эффективного взаимодействия органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями и другими организациями утверждает схему государственного управления Кировской областью.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Государственное управление - подзаконная властно - распорядительная, контрольная и принудительная деятельность уполномоченных настоящим Законом и иными законами области органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах переданных им отдельных государственных полномочий, направленная на обеспечение исполнения на всей территории области федеральных законов, Устава и законов области.
Схема государственного управления - установленная настоящим Законом совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой уровней государственного управления на территории области.
Орган исполнительной власти области - образованная в порядке, установленном федеральным законом, Уставом области и настоящим Законом, государственная организация, осуществляющая в пределах предоставленной ей компетенции функции государственного управления на территории области и наделенная соответствующими властно - распорядительными и охранительными полномочиями.
Компетенция органа исполнительной власти - установленный законом или положением о соответствующем органе круг вопросов, отнесенных к ведению этого органа, по которым им могут приниматься властные решения.
Орган исполнительной власти отраслевой компетенции - орган, осуществляющий текущее комплексное государственное управление в определенной однородной сфере жизнедеятельности области.
Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции - орган, осуществляющий текущее государственное управление и координацию деятельности других субъектов по вопросам, требующим единообразного правового регулирования независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности области они возникают.
Орган исполнительной власти специальной компетенции - межведомственный орган, осуществляющий государственное управление и координацию деятельности других субъектов по специальным, в том числе временно возникающим вопросам обеспечения жизнедеятельности области, требующим оперативного и узкопрофессионального решения.
Подзаконный нормативный акт - изданный (принятый) в пределах компетенции Губернатором или Правительством области официальный документ, устанавливающий правовые нормы (правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц), рассчитанный на неоднократное применение.
Индивидуальный правовой акт - издаваемый (принимаемый) органом исполнительной власти в пределах его компетенции официальный документ, регулирующий конкретный случай, возникший в процессе осуществления государственного управления, распространяющийся на индивидуально определенных физических или юридических лиц и устанавливающий их права и обязанности.
Статья 2. Принципы государственного управления областью
Государственное управление областью осуществляется на основе следующих конституционных принципов:
а) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов;
б) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
в) федерализма;
г) народовластия и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
д) единства системы государственной власти Российской Федерации;
е) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
ж) разграничения предметов ведения и полномочий;
з) самостоятельного осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий;
и) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления;
к) открытости и гласности;
л) единства правового пространства.
Статья 3. Субъекты и объекты государственного управления областью
1. Субъектами государственного управления на территории области являются:
органы государственной власти - Губернатор области, Правительство области, иные органы исполнительной власти области;
территориальные органы федеральных органов государственной власти Российской Федерации;
органы местного самоуправления области в пределах переданных им их отдельных государственных полномочий.
Деятельность субъектов государственного управления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления, договорами и соглашениями.
2. В качестве объектов государственного управления областью выступают:
население;
муниципальные образования;
хозяйствующие субъекты;
общественные объединения;
иные организации.
Статья 4. Формы взаимодействия субъектов государственного управления областью
Субъекты государственного управления областью взаимодействуют в форме:
а) административного подчинения;
б) нормативного регулирования;
в) заключения договоров и соглашений;
г) согласования и координации действий;
д) в иных формах, возникающих в процессе государственного управления.
Статья 5. Схема государственного управления областью
В схему государственного управления областью входят следующие уровни государственного управления:
высший уровень - принятие наиболее общих (нормативных) и важных решений по организации государственного управления областью - обеспечивается посредством деятельности высшего должностного лица области - Губернатора области и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти - Правительства области;
средний уровень - осуществление текущего отраслевого и межотраслевого, а также специального государственного управления в пределах всей территории области на основе решений, принимаемых на высшем уровне, - обеспечивается посредством деятельности органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции;
низший уровень - осуществление управления по отдельным вопросам государственного значения на территории муниципальных образований - обеспечивается органами местного самоуправления в соответствии с переданными им государственными полномочиями.
Статья 6. Система органов, осуществляющих государственное управление областью
1. В систему органов, осуществляющих государственное управление областью, входят Губернатор области, Правительство области и образуемые ими иные органы исполнительной власти области отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.
2. Организационно - правовые формы иных органов исполнительной власти области, задачи и полномочия этих органов определяются Законом области "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области".
3. Система органов исполнительной власти области отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции устанавливается указом Губернатора области в соответствии с Законом области "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области".
Статья 7. Губернатор и Правительство области
1. Губернатор области является высшим должностным лицом области и возглавляет Правительство области. Порядок избрания и правовой статус Губернатора устанавливаются Уставом области и Законом области "О Губернаторе Кировской области".
2. Правительство области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области и возглавляет систему органов исполнительной власти области. Порядок формирования и правовой статус Правительства области определяются Уставом области и Законом области "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области".
3. Губернатор и Правительство области вправе принимать (издавать) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного управления на территории области.
Статья 8. Порядок образования иных органов исполнительной власти области
1. Губернатор области в соответствии с утвержденной им системой органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции своим указом назначает руководителей этих органов.
2. Образование, реорганизация и ликвидация указанных органов исполнительной власти осуществляется Правительством области, которое на основании Закона области "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" утверждает положения о каждом из них.
Статья 9. Обеспечение законности государственного управления областью
1. Правовые акты Губернатора, Правительства и иных органов исполнительной власти области, нарушающие права и свободы граждан, права юридических лиц и противоречащие федеральному законодательству, Уставу и законам области, могут быть обжалованы в Кировском областном суде, арбитражном суде Кировской области или уставном суде Кировской области.
2. Правительство области вправе предложить иным органам исполнительной власти области приостанавливать действие или отменить свои индивидуальные правовые акты в случае их противоречия федеральному и областному законодательству, указам и распоряжениям Губернатора области, постановлениям и распоряжениям Правительства Кировской области.
3. Правительство области вправе предложить органу местного самоуправления области, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления области привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд.
Губернатор области вправе отрешить от должности глав муниципальных образований в случае и порядке, предусмотренных федеральным законом.
Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Кировской области
В.Н.Сергеенков