О контрольной деятельности Законодательного Собрания Кировской области

Закон Кировской области
«О контрольной деятельности
Законодательного Собрания Кировской области»

Принят Законодательным Собранием Кировской области 27 октября 2022 года

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Кировской области, Законом Кировской области от 26 мая 2022 года № 77-ЗО «О Законодательном Собрании Кировской области», иными нормативными правовыми актами Кировской области регулирует правоотношения, связанные с осуществлением Законодательным Собранием Кировской области (далее – Законодательное Собрание) контрольной деятельности.

Статья 2. Цели контрольной деятельности Законодательного Собрания

1. Контрольная деятельность Законодательного Собрания осуществляется в целях:

1) обеспечения соблюдения и исполнения законодательства Кировской области;

2) защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) изучения практики применения законодательства Кировской области и выработки рекомендаций органам государственной власти Кировской области, государственным органам Кировской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее – органы местного самоуправления), направленных на его совершенствование, устранение выявленных нарушений и повышение эффективности исполнения законодательства Кировской области.

2. Контрольная деятельность Законодательного Собрания не подменяет деятельность органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство Законодательного Собрания в осуществление указанной деятельности не допускается.

Статья 3. Формы осуществления контрольной деятельности Законодательного Собрания

1. Контрольная деятельность Законодательного Собрания осуществляется в следующих формах:

1) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Кировской области;

2) заслушивание информации, отчетов, докладов;

3) проведение «правительственных часов»;

4) направление запросов информации;

5) проведение депутатских слушаний;

6) направление парламентских запросов;

7) проведение депутатских расследований;

8) иных формах, определенных федеральными законами, законами Кировской области, постановлениями Законодательного Собрания.

2. Контрольная деятельность Законодательного Собрания осуществляется Законодательным Собранием непосредственно, а также в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством депутатами, советом, комитетами Законодательного Собрания, депутатскими объединениями (далее – субъекты контрольной деятельности).

3. Контрольно-счетная палата Кировской области, являющаяся постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, подотчетным Законодательному Собранию, участвует в осуществлении контрольной деятельности в случаях, порядке и формах, предусмотренных Законом Кировской области от 27 сентября 2011 года № 46-ЗО «О Контрольно-счетной палате Кировской области».

4. При осуществлении контрольной деятельности Законодательное Собрание взаимодействует с Губернатором Кировской области, органами исполнительной власти Кировской области, государственными органами Кировской области, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Кировской области, Уполномоченным по правам ребенка в Кировской области, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кировской области, иными органами и организациями.

Статья 4. Планирование контрольной деятельности Законодательного Собрания

1. Законодательное Собрание осуществляет контрольную деятельность в соответствии с планом контрольной деятельности Законодательного Собрания.

2. План контрольной деятельности Законодательного Собрания формируется советом Законодательного Собрания для обеспечения всестороннего системного контроля с учетом всех полномочий Законодательного Собрания.

3. При формировании плана контрольной деятельности Законодательного Собрания рассматриваются письменные предложения субъектов контрольной деятельности.

4. В плане контрольной деятельности Законодательного Собрания определяются наименования, объекты, сроки проведения контрольных мероприятий, формы осуществления контрольной деятельности, комитеты Законодательного Собрания, ответственные за проведение контрольных мероприятий (далее – ответственные комитеты).

5. Контрольные мероприятия, проводимые субъектами контрольной деятельности, в том числе в соответствии с утвержденными ими планами работы, включаются в план контрольной деятельности Законодательного Собрания.

6. План контрольной деятельности Законодательного Собрания утверждается на календарный год не позднее 1 апреля текущего года решением совета Законодательного Собрания.

7. Внесение изменений в план контрольной деятельности Законодательного Собрания осуществляется советом Законодательного Собрания по предложению Председателя Законодательного Собрания, субъектов контрольной деятельности.

8. План контрольной деятельности Законодательного Собрания в течение трех рабочих дней со дня его утверждения направляется Губернатору Кировской области и в Правительство Кировской области.

9. План контрольной деятельности Законодательного Собрания, информация о результатах выполнения контрольных мероприятий размещаются на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Законодательного Собрания).

Статья 5. Осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Кировской области

1. Законодательное Собрание при осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов Кировской области проводит сбор, анализ и обобщение информации о соблюдении и исполнении законов Кировской области.

Информация о разработке, предполагаемых сроках принятия и принятии нормативных правовых актов Кировской области, предусмотренных законами Кировской области, направляется в Законодательное Собрание Правительством Кировской области ежеквартально не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания квартала. Представленная информация в течение трех рабочих дней направляется депутатам Законодательного Собрания.

2. При осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов Кировской области Законодательное Собрание вправе:

1) приглашать должностных лиц органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, руководителей организаций на свои заседания для заслушивания информации;

2) осуществлять выработку рекомендаций по совершенствованию законодательства Кировской области, устранению выявленных нарушений и повышению эффективности исполнения законодательства Кировской области;

3) создавать комиссии, проводить совещания, круглые столы и осуществлять иные мероприятия.

3. Контроль за исполнением областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Кировской области осуществляется Законодательным Собранием в соответствии с бюджетным законодательством.

Статья 6. Заслушивание информации, отчетов, докладов

1. Законодательное Собрание заслушивает (рассматривает):

1) информацию о деятельности органов исполнительной власти Кировской области, государственных органов Кировской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области и органов местного самоуправления;

2) ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Кировской области, в том числе по вопросам, поставленным депутатами Законодательного Собрания;

3) отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области;

4) доклад Уполномоченного по правам человека в Кировской области;

5) доклад Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области.

2. Заслушивание (рассмотрение) Законодательным Собранием информации, отчетов, докладов осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности Законодательного Собрания.

3. Информация, отчеты, доклады, представляемые в рамках проведения контрольных мероприятий, направляются в Законодательное Собрание руководителями органов исполнительной власти Кировской области, государственных органов Кировской области, органов местного самоуправления в письменной форме и (или) электронной форме не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения заседания Законодательного Собрания, если иной срок не установлен решением совета Законодательного Собрания, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области, и не позднее восьми календарных дней до дня проведения заседания Законодательного Собрания направляются депутатам Законодательного Собрания.

4. Депутаты, комитеты Законодательного Собрания, депутатские объединения вправе направить Председателю Законодательного Собрания в письменной форме вопросы по теме контрольного мероприятия.

5. Информация, отчеты, доклады могут быть предварительно заслушаны (рассмотрены) на заседаниях комитетов Законодательного Собрания, за исключением ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства Кировской области.

6. С информацией, отчетами, докладами на заседании Законодательного Собрания выступают руководители органов исполнительной власти Кировской области, государственных органов Кировской области, должностные лица органов местного самоуправления, лица, замещающие государственные должности Кировской области, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

7. Приглашение на заседание Законодательного Собрания с указанием вопросов, поступивших от депутатов, комитетов Законодательного Собрания, депутатских объединений, направляется Председателем Законодательного Собрания не позднее чем за 15 календарных дней до дня проведения заседания Законодательного Собрания лицам, указанным в части 6 настоящей статьи.

8. Должностному лицу для представления ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства Кировской области предоставляется не более 60 минут, иных информации, отчетов, докладов – не более 20 минут, для содокладов – не более 10 минут.

По окончании заслушивания (рассмотрения) информации, отчетов, докладов каждый депутат Законодательного Собрания вправе выступить и задать не более двух вопросов должностному лицу по теме контрольного мероприятия. Продолжительность выступления не должна превышать 5 минут, вопроса – 1 минуты, ответа на вопрос – 3 минут. Прения по ответам на устные вопросы не открываются. При необходимости уточнения информации, полученной из ответов на устные вопросы, депутат Законодательного Собрания вправе задать уточняющие вопросы, но не более двух.

По окончании прений по ежегодному отчету о результатах деятельности Правительства Кировской области вправе выступить по одному представителю от каждого депутатского объединения. Продолжительность выступления не должна превышать 10 минут.

В части, не урегулированной настоящим Законом, порядок заслушивания информации, отчетов, докладов определяется Регламентом Законодательного Собрания.

9. По итогам заслушивания (рассмотрения) информации, отчетов, докладов Законодательное Собрание принимает решение о принятии информации, отчетов, докладов к сведению. Решение Законодательного Собрания может содержать обращения, рекомендации, поручения, предусмотренные статьей 12 настоящего Закона.

Статья 7. «Правительственный час»

1. «Правительственный час» проводится в соответствии с планом контрольной деятельности Законодательного Собрания на заседании Законодательного Собрания.

2. «Правительственный час» проводится для заслушивания информации органов исполнительной власти Кировской области по наиболее значимым вопросам, входящим в их компетенцию, и ответов членов Правительства Кировской области, руководителей органов исполнительной власти Кировской области на вопросы депутатов Законодательного Собрания.

3. Депутаты Законодательного Собрания направляют вопросы по теме «правительственного часа» в письменной форме Председателю Законодательного Собрания. Письменные вопросы вправе направить комитеты Законодательного Собрания и депутатские объединения.

4. Председатель Законодательного Собрания не позднее чем за 15 календарных дней до дня проведения «правительственного часа» направляет извещение о проведении «правительственного часа» Губернатору Кировской области.

В извещении указываются тема, дата, время, место проведения «правительственного часа», поступившие вопросы по теме «правительственного часа».

5. Должностных лиц, участвующих в «правительственном часе», определяет Губернатор Кировской области.

Председателем Законодательного Собрания для участия в «правительственном часе» могут быть приглашены руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иные должностные лица.

6. Доклад и справочные материалы по теме «правительственного часа» направляются в Законодательное Собрание должностными лицами, определенными Губернатором Кировской области, в электронной форме не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения и не позднее чем за восемь календарных дней до дня его проведения направляются депутатам Законодательного Собрания.

7. Заслушивание информации на заседании Законодательного Собрания осуществляется в порядке, установленном частью 8 статьи 6 настоящего Закона.

8. По итогам проведения «правительственного часа» Законодательное Собрание принимает решение, предусмотренное частью 9 статьи 6 настоящего Закона.

Статья 8. Запрос информации

1. Законодательное Собрание вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций информацию, необходимую для осуществления контрольной деятельности, по вопросам, входящим в компетенцию органа или должностного лица, к которым направлено обращение.

2. В запросе о предоставлении информации должна содержаться формулировка вопроса, составляющего предмет контроля, перечень документов, сведений, необходимых для осуществления контрольной деятельности.

3. Органы или должностные лица, которым направлен запрос, представляют соответствующую информацию не позднее 30 календарных дней со дня получения запроса, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации или законодательством Кировской области.

Статья 9. Депутатские слушания

1. Депутатские слушания проводятся Законодательным Собранием в целях обсуждения депутатами Законодательного Собрания вопросов, отнесенных к ведению Законодательного Собрания, важных политических, экономических, социальных и иных вопросов с участием представителей органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, специалистов, общественности.

2. Депутатские слушания проводятся в соответствии с планом контрольной деятельности Законодательного Собрания.

3. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется председателем ответственного комитета по согласованию с Председателем Законодательного Собрания.

4. Лицам, приглашенным на депутатские слушания, не позднее чем за 20 календарных дней до их проведения Председателем Законодательного Собрания направляется извещение, в котором указываются тема, дата, время и место проведения депутатских слушаний.

5. Ответственный комитет при подготовке депутатских слушаний готовит аналитические и (или) справочные материалы по вопросам, обсуждаемым на депутатских слушаниях, которые направляются депутатам Законодательного Собрания в электронной форме не позднее чем за пять календарных дней до проведения депутатских слушаний.

6. Депутатские слушания проводятся открыто.

7. На депутатских слушаниях председательствует Председатель Законодательного Собрания или по его поручению один из заместителей Председателя Законодательного Собрания или председатель ответственного комитета.

8. Доклад по теме депутатских слушаний, продолжительностью не более 20 минут, представляет председатель ответственного комитета и (или) лицо, приглашенное для доклада по обсуждаемому вопросу.

Участвующим в депутатских слушаниях лицам предоставляется время для выступлений до 10 минут, после которого следуют вопросы депутатов Законодательного Собрания и других участников слушаний, продолжительность которых не должна превышать 3 минут, ответов на вопросы – 3 минут. Прения по ответам на устные вопросы не открываются. При необходимости уточнения информации, полученной из ответов на устные вопросы, депутат Законодательного Собрания вправе задать уточняющие вопросы, но не более двух.

Все участвующие в депутатских слушаниях лица выступают только с разрешения председательствующего.

Общая продолжительность депутатских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов.

9. Депутатские слушания заканчиваются принятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций.

Рекомендации принимаются путем их одобрения большинством депутатов Законодательного Собрания, участвующих в депутатских слушаниях.

10. При проведении депутатских слушаний ведется протокол, подписываемый председательствующим. К протоколу прилагаются аналитические и (или) справочные материалы.

Статья 10. Парламентский запрос

1. Депутат, комитет Законодательного Собрания вправе обратиться в письменной форме к Губернатору Кировской области, в органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления по вопросам, имеющим большое общественное значение и входящим в компетенцию указанных органов и их должностных лиц.

2. В целях признания обращения депутата, комитета Законодательного Собрания парламентским запросом обращение направляется в совет Законодательного Собрания и подлежит рассмотрению на его ближайшем заседании.

3. Обращение депутата, комитета Законодательного Собрания признается парламентским запросом решением совета Законодательного Собрания.

4. Решение совета Законодательного Собрания с приложенным к нему обращением депутата, комитета Законодательного Собрания не позднее одного рабочего дня со дня его принятия направляется Губернатору Кировской области или в соответствующие органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления.

5. Ответ на парламентский запрос дается Губернатором Кировской области, органом государственной власти Кировской области, государственным органом Кировской области в письменной форме на имя Председателя Законодательного Собрания не позднее десяти календарных дней со дня его получения, иными органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

В случае если для подготовки ответа на парламентский запрос необходимо провести проверку, собрать запрашиваемую информацию, то ответ может быть представлен не позднее чем через 30 календарных дней со дня его получения. Губернатор Кировской области, руководитель органа государственной власти Кировской области, государственного органа Кировской области обязаны информировать Председателя Законодательного Собрания о причинах увеличения срока подготовки ответа.

6. Ответ на парламентский запрос оглашается Председателем Законодательного Собрания на заседании совета Законодательного Собрания либо на заседании Законодательного Собрания по решению совета Законодательного Собрания и направляется инициатору обращения.

Губернатор Кировской области, руководитель органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления могут быть приглашены на заседание совета Законодательного Собрания или заседание Законодательного Собрания для дачи устных пояснений по существу вопросов, поставленных в парламентском запросе, и ответов на вопросы депутатов.

7. Совет Законодательного Собрания, Законодательное Собрание в случае признания ответа на парламентский запрос неудовлетворительным вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.

Статья 11. Депутатское расследование

1. Депутатское расследование представляет собой деятельность специально созданной Законодательным Собранием из числа депутатов Законодательного Собрания комиссии по депутатскому расследованию (далее – комиссия) для выяснения причин и условий возникновения фактов нарушения Устава Кировской области, законов Кировской области, повлекших массовое нарушение прав и свобод граждан, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения Кировской области, а также по разработке мер, направленных на устранение и предотвращение причин и последствий указанных фактов.

2. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении правонарушения.

3. Депутатское расследование проводится по инициативе совета, комитета Законодательного Собрания, не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания.

К инициативе о проведении депутатского расследования прилагается проект постановления Законодательного Собрания, в котором определяется предмет депутатского расследования, количественный и персональный состав комиссии, порядок ее деятельности.

Инициатива о проведении депутатского расследования не может быть выдвинута в течение последних шести месяцев до окончания срока полномочий Законодательного Собрания.

4. Решение о проведении депутатского расследования принимается Законодательным Собранием большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

5. Депутатское расследование проводится в течение 60 календарных дней со дня принятия решения о проведении депутатского расследования. В случае необходимости истребования дополнительных материалов, проведения дополнительных мероприятий по проверке фактов, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, решением комиссии срок проведения депутатского расследования может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

6. Проведение депутатского расследования должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.

7. Органы государственной власти Кировской области, государственные органы Кировской области и их должностные лица обязаны оказывать содействие в проведении депутатского расследования, представлять информацию, необходимую для его проведения, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

8. По результатам проведения депутатского расследования комиссия составляет заключение, подписываемое всеми членами комиссии, и представляет его Законодательному Собранию не позднее пяти календарных дней со дня завершения депутатского расследования.

При подписании заключения член комиссии, несогласный с его содержанием, вправе приложить к заключению комиссии особое мнение.

9. В заключении комиссии указываются основание проведения депутатского расследования, информация, полученная комиссией в ходе проведения депутатского расследования, выводы комиссии по фактам нарушения Устава Кировской области, законов Кировской области, выявленным в ходе проведения депутатского расследования, и рекомендации по устранению и предотвращению причин, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

10. Вопрос об утверждении заключения комиссии вносится на рассмотрение Законодательного Собрания председателем комиссии.

11. Заключение комиссии считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

В случае если в результате голосования заключение комиссии не набрало необходимого количества голосов, заключение комиссии дальнейшему рассмотрению не подлежит.

12. Заключение комиссии, утвержденное постановлением Законодательного Собрания, не позднее пяти календарных дней со дня принятия постановления направляется Губернатору Кировской области, заинтересованным органам государственной власти, государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и размещается на официальном сайте Законодательного Собрания.

13. После направления заключения комиссии Губернатору Кировской области депутатское расследование считается завершенным, комиссия распускается.

Статья 12. Решения Законодательного Собрания по результатам контрольной деятельности

1. По результатам контрольной деятельности Законодательное Собрание вправе:

1) предложить субъекту права законодательной инициативы в Законодательном Собрании разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона Кировской области;

2) поручить комитетам Законодательного Собрания осуществить контроль за соблюдением и исполнением законов Кировской области, организовать деятельность по совершенствованию законов Кировской области;

3) поручить Контрольно-счетной палате Кировской области осуществить проведение контрольных, экспертно-аналитических мероприятий в пределах ее полномочий;

4) предложить соответствующим органам государственной власти Кировской области, государственным органам Кировской области, органам местного самоуправления, организациям, их должностным лицам принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольной деятельности Законодательного Собрания;

5) обратиться в органы государственной власти Российской Федерации, государственные органы Российской Федерации, в том числе по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации;

6) принять решение о недоверии (доверии) Губернатору Кировской области, а также решения о недоверии (доверии) отдельным должностным лицам Кировской области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание принимало участие в соответствии с Уставом Кировской области;

7) освободить от должности в установленном порядке лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых отнесены к полномочиям Законодательного Собрания;

8) обратиться к лицам, имеющим в соответствии с Уставом Кировской области, законами Кировской области право принимать решения об освобождении от должности лиц, нарушающих требования законодательства Российской Федерации и Кировской области при осуществлении возложенных на них должностных полномочий, об отстранении указанных лиц от должности;

9) принять иные решения в пределах своей компетенции.

2. Органы государственной власти Кировской области, государственные органы Кировской области обязаны рассмотреть решение Законодательного Собрания по результатам контрольной деятельности и в течение 30 календарных дней со дня его принятия или в срок, установленный Законодательным Собранием, уведомить Законодательное Собрание о результатах рассмотрения.

3. Ежегодно в течение первого квартала текущего года ответственные комитеты готовят и представляют депутатам Законодательного Собрания информацию о результатах рассмотрения решений Законодательного Собрания, принятых по итогам контрольных мероприятий, проведенных в прошедшем году.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу после дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Кировской области от 26 февраля 2013 года № 262-ЗО «О контрольной деятельности Законодательного Собрания Кировской области» (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2013, № 2 (146), ст. 5179);

2) статью 11 Закона Кировской области от 9 декабря 2013 года № 356-ЗО «О внесении поправок в Устав Кировской области и внесении изменений в отдельные законы Кировской области» (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2014, № 1 (151), ст. 5395).

Губернатор
Кировской области
А.В. Соколов