17 февраля 2021
ред. 17 января 2022
Сельские дороги стали темой контрольного вопроса, заслушанного на заседании аграрного комитета Законодательного Собрания Кировской области.
Бюджетные средства, направленные на строительство, реконструкцию и ремонт сельских дорог в 2017 – 2020 годах, стали объектом проверки Контрольно-счётной палаты в 2020 году. О законности и эффективности их использования КСП отчиталась перед Законодательным Собранием, Губернатором и Правительством Кировской области. Были также проинформированы главы муниципальных образований – заказчики работ по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту дорог местного значения. Всего по результатам проверки вынесено девять предписаний об устранении нарушений.
Как сообщил аудитор КСП Евгений Сунцов, основные выводы – крайне низкий уровень освоения бюджетных средств – в среднем менее 42%. При этом не выполнялись целевые показатели государственных и муниципальных программ. Работы по большинству объектов завершались со значительными нарушениями плановых сроков. Не велась претензионная работа.
Аудитор КСП отметил также недостаточную квалификацию как проектировщиков и работников, так и заказчиков, формирующих технические задания и осуществляющих приёмку готовых объектов.
Ещё одна проблема – нарушение сроков оплаты работ по независящим от муниципальных заказчиков причинам.
По мнению Евгения Сунцова, одним из вариантов решения проблем качества и сроков стало бы привлечение муниципалитетами ресурса Дорожного комитета Кировской области для технического контроля за всеми этапами работ – от составления технического задания и разработки проектной документации до приёмки готового объекта. (В настоящее время с Дорожным комитетом согласовываются контракты стоимостью более 10 млн.руб., т.е. контракты на создание проектной документации «идут мимо»).
Другое предложение – установить для главных распорядителей средств областного бюджета сроки перечисления трансфертов муниципалитетам. Это позволит производить расчёты с подрядчиками своевременно и избежать штрафов. По словам аудитора, областное Правительство отклонило это предложение на основании того, что бюджетное законодательство не обязывает устанавливать такие сроки.
И третье предложение – оказать муниципалитетам методическую помощь, как обезопасить себя от рисков разрушения действующих дорог при проведении работ на объекте. Такие примеры, в частности, есть в Уржумском и Малмыжском районах. Возместить ущерб помешало то, что заказчики не смогли документально зафиксировать факты нарушений, в том числе – из-за отсутствия пунктов весового контроля.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Ирина Головкова пояснила, что реализацией мероприятий программы по сельским дорогам занимаются два министерства. Минсельхозпрод исполняет функции организатора конкурсных отборов по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог для включения их в государственную программу по развитию АПК. Главным же распорядителем бюджетных средств является министерство транспорта.
В информации, предоставленной Правительством, на 2021 год запланированы капитальные ремонты на четырёх объектах; проектная документация по состоянию на 1 февраля 2021 года разработана в полном объёме.
Депутаты приняли информацию к сведению и дали ряд рекомендаций.
«Мы рекомендовали Правительству Кировской области обеспечить начало проведения строительства, реконструкции, ремонта объектов – сельских дорог – в течение года с момента утверждения проектной документации. Министерству транспорта – обеспечить эффективное взаимодействие администраций муниципальных образований и Дорожного комитета. Необходимо принять меры для использования муниципальными заказчиками ресурсов Дорожного комитета для проведения административно-технического контроля на всех этапах работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог местного значения, в том числе – на стадиях подготовки технических заданий, задания на проектирование, подготовку, сопровождение закупок, приемки проектных работ вне зависимости от цены контракта. Мы также предлагаем министерству и комитету разработать и донести до сведения местных администраций – муниципальных заказчиков – механизмов для обеспечения сохранности существующих дорог, используемых при организации работ по новым объектам», - рассказал председатель комитета Владимир Яговкин.