Депутаты оценили отчет КСП о дорожных работах в районах

Депутаты оценили отчет КСП о дорожных работах в районах
За последние пять лет совокупное финансирование дорожной отрасли в муниципальных образованиях Кировской области возросло, как и протяженность отремонтированных участков, однако муниципалитетам нужно более ответственно подходить к планированию дорожной деятельности. К такому выводу депутаты Законодательного Собрания пришли, ознакомившись с отчетом Контрольно-счетной палаты (КСП) региона.

Данный отчет эксперты КСП подготовили совместно с коллегами из районов. Муниципальные образования формируют собственные дорожные фонды, в том числе за счет поступлений из областного бюджета. Как используются эти средства, и выясняли в ходе проверки.

В 2018 году суммарные доходы муниципальных дорожных фондов составили 4,7 млрд. рублей. В 2022 году этот показатель по плану должен был превысить 6,6 млрд. рублей. Таким образом, отмечается рост в 1,4 раза. Тем не менее, доля дорог в нормативном состоянии за это время возросла незначительно – всего на 3%, а основные средства направлялись на ремонт и содержание дорог. Значит, текущие задачи в районах решаются, а вот строительство новых дорог по сравнению с областным центром отстает.

- Работа КСП всегда очень полезна, и депутаты обязательно должны изучать и использовать эти отчеты. Ведь депутатский корпус тоже несет ответственность за происходящее в нашей области, а дорожная отрасль – одна из наиболее финансируемых и одновременно коррупциогенных, поэтому контроль депутатов за ее состоянием должен быть как никогда большой, - подчеркивает депутат Законодательного Собрания Дмитрий Русских. Если посмотреть на объемы финансирования начиная с 2018 года, то рост был значительный, и основная доля как раз поступала из областного бюджета. Но местных дорог в нормативном состоянии заметно больше не стало – их всего 24% от общей протяженности. Получается, эффективность использования средств и в целом дорожной деятельности в муниципалитетах достаточно низкая, за исключением трех городов – это Киров, Кирово-Чепецк и Слободской.

Результаты муниципальной дорожной деятельности свидетельствуют об отсутствии развития дорожной сети и необходимости повышения ее качества, резюмируют в Контрольно-счетной палате Кировской области. «Собственные возможности местных бюджетов позволяют сосредотачивать средства дорожных фондов в основном на содержании объектов дорожного хозяйства, не обеспечивая при этом нормативную потребность», - добавили в КСП.

Председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Владимир Понарьев обращает внимание: качеству дорог уделяется много внимания, средств и сил, но результаты оставляют желать лучшего, а ведь это вопросы безопасности, а для отдаленных сельских поселений – еще и доступности социальной инфраструктуры.

Депутат уверен: в отношении сельских дорог наибольшие средства идут именно на поддержание дорог в приемлемом состоянии, говорить о создании новых объектов или масштабной реконструкции не приходится. Связано это как с недофинансированием, так и с работой районных специалистов, отвечающих за планирование.

- Во многом это кадровая история – нехватка специалистов на местах, которые знают реальное состояние дорог, могут заранее подготовить качественную проектно-сметную документацию, в срок провести мероприятия по госзакупкам, чтобы текущие ремонты проводились летом, а не под первым снегом. В Кировской области работает министерство транспорта с подведомственной структурой – дорожным комитетом. Эти ведомства могли бы уделять больше внимания районным специалистам, организовать для сотрудников муниципалитетов обучение, возможно, разработать необходимые в их работе методические рекомендации, а не ограничиваться устным консультированием, как указано в отчете КСП. В целом подход к распределению «дорожного» бюджета необходимо менять! По факту приоритетное финансирование получает город Киров, а муниципалитетам выделяемых средств едва хватает на содержание дорожных хозяйств, что уж там говорить о ремонтных работах. Ремонты в основном проводятся по предписаниям контролирующих органов либо в рамках исполнения решений судов – такой подход, на мой взгляд, неприемлем, но своих доходов в необходимом количестве муниципалитеты просто не имеют, - считает Владимир Понарьев.

Председатель комитета по промышленности и развитию инфраструктуры Игорь Бибиков, который сам работает в дорожной отрасли, тоже говорит о важности планирования.

- Чтобы спланировать затраты на ремонты и содержание, нужно учитывать совокупность факторов. В районах надо проводить инвентаризацию улично-дорожной сети и межпоселенческих дорог, техпаспортизацию, регистрировать право собственности на дорожные объекты. Все это требует дополнительных расходов, и во многих районах стараются такие средства изыскивать, чтобы потом не тратить время и ресурсы на корректировки проекта, когда работы уже начались и надо укладываться в срок. Хотелось бы, чтобы этими вопросами занимались более комплексно, - сказал Игорь Бибиков.

О том, что качеству технической документации нужно уделять повышенное внимание, члены промышленного комитета отмечали и в декабре 2022 года, когда рассматривали вопрос о дорожной деятельности. Такой пункт комитет включил в рекомендации по итогам заседания и уже получил ответ из областного Правительства: техническая документация по участкам дорог, которые вошли в план ремонта на 2023 год, составлена на основе выездных осмотров и с учетом проведенной инструментальной диагностики.

В целом Игорь Бибиков считает отчет Контрольно-счетной палаты считает разносторонним и полезным, во многом согласен с его выводами.

- Не израсходованные в течение года средства дорожного фонда должны остаться в муниципальном образовании и войти в финансирование дорог на следующий год. Это очень полезное замечание КСП, профильное министерство должно это учитывать, - добавил Игорь Бибиков.

Дорожный вопрос остается на контроле депутатов. На 2023 год запланирован «правительственный час» по дорожной деятельности, а в конце года итоги проделанной работы вновь обсудят на заседании комитета по промышленности и развитию инфраструктуры.