9 декабря 2020
ред. 15 февраля 2022
8 декабря в Законодательном Собрании состоялось заседание комитета по промышленности. Депутаты в режиме видео-конференц-связи заслушали доклад о дорожной деятельности в Кировской области в 2020 году.
На реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году выделено 3,2 млрд. рублей, сообщила и.о. заместителя министра транспорта Кировской области Елена Шихова. В рамках нацпроекта был запланирован ремонт 194,7 км автодорог, в том числе 114 км на дорогах области, 80,5 км на дорогах местного значения в Кировской городской агломерации. Все эти работы выполнены, дороги приведены в нормативное состояние.
В течение года продолжалось строительство участка автодороги Опарино – Альмеж. Работы планируют закончить в ноябре 2021 года, чего очень ждут жители северных районов. Как отметил депутат Георгий Лугинин, который недавно побывал в Подосиновском районе, добираться туда приходится около шести часов. Новый участок значительно сократит это время, соединив Киров с Подосиновцем.
Объем дорожного фонда в 2020 году составляет 8,9 млрд. рублей. 3,9 млрд. рублей из этой суммы получили муниципалитеты на местные дороги. Новые направления – ремонт дорог с твердым покрытием в городах и дорожные работы в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» - позволили выделить на местный уровень дополнительные средства.
- За счет средств субсидии и иных межбюджетных трансфертов, выделенных из областного бюджета местным бюджетам, в 2020 году выполнен ремонт на автодорогах местного значения общей протяженностью более 119 км, что в 2,5 раза больше, чем в 2019 году, - сообщила Елена Шихова.
Однако в областном минтрансе по-прежнему заявляют о недостаточном финансировании. Уровень бюджетной обеспеченности на местные дороги составляет менее 5%, и в профильном министерстве считают это одной из ключевых проблем региональной дорожной сети. «Необходимы дополнительные источники финансирования дорожных фондов, в первую очередь, местных», - отметила Елена Шихова.
Депутаты тоже знают о дорожных проблемах на местах и призывают минтранс более продуманно подходить к их решению.
- Если раньше району деньги давали, и он абсолютно самостоятельно их использовал на ремонты дорожной сети, в этом году появились определенные пожелания, - рассказал заместитель Председателя Законодательного Собрания Роман Титов на примере Слободского района. – Мне кажется, так делать не надо, эта модель не способствует улучшению состояния дорожного покрытия. Да, это вопрос недофинансирования, но и вопрос к министерству, к дорожному комитету, чтобы не так активно вмешивались в районные дела: люди и районные власти лучше знают, куда направить деньги.
Также Роман Титов уверен: в плане решения дорожных вопросов малые города области остаются брошенными. Сельские дороги ремонтируются в рамках профильной программы. Качество покрытия в Кировской городской агломерации улучшается благодаря нацпроекту. А малые города, например, Орлов, годами ждут выделения денег, чтобы провести долгожданные ремонты.
- Типичный город – Орлов. Огромное количество дорог в ненадлежащем состоянии, практически вся улично-дорожная сеть. Им надо 11 миллионов на ремонт только одной улицы, а им через год дадут 6 миллионов на всю улично-дорожную сеть, а собственных доходов там не хватит ни на что, - подчеркнул Роман Титов.
Бесконечное увеличение средств на муниципальные дороги может вызвать упадок региональной дорожной сети, заявила в ответ Елена Шихова. Поэтому приходится балансировать, находя средства на системную помощь районным центрам и в достаточном объеме планируя финансирование региональных дорог. Тем не менее, Роман Титов уверен, что к распределению «дорожных» средств на областном уровне можно подходить более продуманно. Ведь одинаковые права на качественные дороги имеют все жители области.
Свои вопросы и замечания представителю профильного министерства также адресовали Игорь Малых и Федор Киселев. А Геннадий Коновалов, подводя итоги обсуждения, обратил внимание на одну из проблем, которую признают в минтрансе. Это недостаток в дорожной отрасли квалифицированных кадров. Председатель промышленного комитета уверен, что вопрос можно решить, взаимодействуя с кировскими вузами.
Комитет по промышленности оставил «дорожный» вопрос на контроле, утвердив ряд рекомендаций в адрес органов исполнительной и местной власти.