В 2022 году расходы на нацпроекты в Кировской области возросли почти в два раза

В 2022 году расходы на нацпроекты в Кировской области возросли почти в два раза
В 2022 году на мероприятия национальных проектов в Кировской области предусмотрели 23,9 млрд. рублей. Это совокупный объем средств из федерального, областного и местных бюджетов, а также из Фонда ОМС и Фонда социального страхования.

Данные приводят в Контрольно-счетной палате (КСП) региона, где провели мониторинг реализации нацпроектов по итогам 2022 года. В прошлом году в Кировской области воплощалось 47 региональных проектов по 11 направлениям национальных проектов.

- Кассовое исполнение расходов за год составило 22,7 млрд. рублей, или 94,8% от годового плана. По сравнению с 2021 годом расходы в 2022 году на реализацию региональных проектов увеличились почти в два раза – на 90%, или на 10,7 млрд. рублей, - сообщили в КСП Кировской области.

Нацпроекты «Образование» и «Безопасные качественные дороги» лидируют по объемам финансирования и отличаются высоким – более 97% – уровнем исполнения расходов. При этом достичь всех запланированных контрольных точек и результатов за год не удалось.

Так, вместо шести новых школ и двух пристроев к существующим удалось построить только один объект – в мкр. Радужный. Возникли проблемы при строительстве улицы Сурикова в Кирове и при внедрении интеллектуальных транспортных систем.

У КСП есть замечания и по другим национальным проектам. Например, по «Демографии», в рамках которой не удалось выполнить задачу по созданию крытых катков в Кирове и в районах области.

Зафиксированы значительные отставания по проекту «Чистая вода» (нацпроект «Жилье и городская среда»). Отмечено, что выделенные на проект средства направляются подрядчикам в качестве авансов, а работы на системах водоснабжения не производятся. Такие ситуации сложились в Омутнинске и в Котельниче.

В целом на авансирование подрядчиков в прошлом году направили порядка 7,9 млрд. рублей. Это обеспечивает высокий уровень исполнения расходов по нацпроектам, но одновременно повышает риски. Ведь в случае расторжения контракта с недобросовестным подрядчиком может сложиться ситуация, что вернуть выплаченные авансом средства уже не получится.

На реализацию нацпроектов влияет еще одна причина – это несвоевременная и некачественная разработка проектной документации.

- Эта причина отмечается как систематическая, приводит к удорожанию проектов и к нарушению изначально установленных сроков. Ведь экспертиза выявляет замечания, проекты отправляются на доработку, значит, момент, когда начинаются реальные работы, сдвигается. На практике это означает, что жители еще дольше ждут новую школу, детский сад, дом культуры, отремонтированную дорогу. Мы в Законодательном Собрании этот вопрос поднимали и знаем, что сейчас в областном Правительстве пытаются поменять подход к подготовке и последующей госэкспертизе проектно-сметной документации. Если заранее готовить проекты и делать это качественно, достижение целей нацпроектов заметно ускорится, - считает Председатель Законодательного Собрания Кировской области Роман Береснев.

Контрольно-счетная палата, которая ведет ежеквартальный мониторинг реализации нацпроектов, указывает на еще один риск: если вовремя не выполнить поставленные планы, можно лишиться федерального финансирования. Тогда нагрузка ляжет на областной и местные бюджеты. Поэтому важно, чтобы воплощение национальных проектов оставалось на контроле, в том числе – общественном.

- Нацпроекты – механизм для достижения национальных целей, которые в 2018 году определил Президент России Владимир Путин, - напоминает депутат Законодательного Собрания Никита Соломенников.Их результаты должны менять жизнь людей к лучшему, независимо от региона или размера населенного пункта, где они проживают. Люди ждут реальных изменений, поэтому и с подрядчиков спрос у них выше. Тем более, несмотря на все сложности, многое уже получилось. Например, в сфере здравоохранения. Это новые амбулатории и обновленные ФАПы на селе, капремонты и строительство поликлиник в райцентрах, закупка современного медицинского оборудования и транспорта.

Воплощение нацпроектов держат на контроле и депутаты Законодательного Собрания. Парламентарии в составе экспертных групп выезжают на объекты и оценивают, как идут работы, на что нужно обратить внимание, какие вопросы необходимо вынести на дополнительное обсуждение.

В подобном депутатском выезде приняла участие Ольга Тырыкина. Вместе с коллегами она побывала на стройплощадках в Кирове, где по нацпроекту «Образование» возводятся три новые школы – на проспекте Строителей, в районе Зубаревского леса и в мкр. Долгушино.

- Такие выезды – возможность своими глазами увидеть, что сейчас происходит на объекте, открыто задать проектировщикам и представителям застройщика самые разные вопросы, понять, что еще нужно сделать, чтобы объект начал полноценную работу, – например, нужно ли предусматривать в бюджете дополнительные средства, - отмечает депутат Законодательного Собрания Ольга Тырыкина.

Результаты выездов обсуждаются и в Законодательном Собрании – реализация национальных проектов остается частью плана контрольной деятельности ОЗС и выносится на обсуждение в рамках «правительственных часов». В 2023 году они должны пройти в апреле и в мае.

- Отчеты о реализации национальных проектов мы рассматриваем ежегодно, при этом обязательно опираемся на данные, предоставленные Контрольно-счетной палатой. Кроме того, в течение года мы оцениваем эффективность нацпроектов, работая в своих округах, общаясь с жителями, с руководством районов, выезжая в муниципалитеты в рамках Дней Законодательного Собрания. Следующий такой выезд состоится в марте, будет посвящен развитию среднего профессионального образования, где тоже многое делается благодаря нацпроектам, - добавил Председатель Законодательного Собрания Кировской области Роман Береснев.