Законодательное регулирование развития малого и среднего бизнеса в Кировской области: проблемы и тенденции

В рамках заседания Меркурий-клуба «Вятка» Вятская ТПП совместно с депутатами Законодательного Собрания области провела депутатские слушания «Законодательное регулирование развития малого и среднего бизнеса в Кировской области: проблемы и тенденции».

Сотрудничество Законодательного Собрания с Вятской торгово-промышленной палатой осуществляется уже в течение ряда лет. На встрече в «Меркурий-клубе» было подписано очередное Соглашение о сотрудничестве. В обновленном составе Законодательного Собрания достаточно полно представлены крепкие хозяйственники и 24 из них представляют предприятия-члены ВТПП.

По итогам слушаний были приняты рекомендации депутатских слушаний Законодательному Собранию и Правительству Кировской области, органам местного самоуправления, УФНС по Кировской области, представителям малого бизнеса, объединениям предпринимателей, представителям крупного бизнеса.


Рекомендации депутатских слушаний
Законодательного Собрания Кировской области
«Законодательное регулирование малого и среднего бизнеса
Кировской области: проблемы и тенденции»

30 мая 2006 года
г. Киров

По итогам обсуждения вопроса законодательного регулирования малого и среднего бизнеса в Кировской области, в целях совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства, реализации политики наибольшего благоприятствования и стимулирования процесса развития данного сектора экономики участники депутатских слушаний рекомендуют:

Законодательному Собранию Кировской области:

1. Подготовить обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об ускорении принятия новой редакции федерального закона, устанавливающего меры, направленные на развитие малого предпринимательства, отвечающего требованиям современной социально-экономической ситуации, а также федерального закона «О саморегулируемых организациях», предусматривающего возможность сохранения и развития региональных и межрегиональных саморегулируемых организаций;

2. В целях конкретизации применения федерального закона от 8 августа 2005 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» подготовить обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой установить в соответствующих нормативно-правовых актах строгую периодичность проведения проверок субъектов малого предпринимательства всеми государственными контролирующими и надзорными органами, а также организациями, осуществляющими защиту прав потребителей, с предварительным уведомлением о предстоящих проверках;

3. Совместно с Правительством области подготовить и выйти в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными инициативами:

  • о внесении необходимых изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», с целю законодательного закрепления приоритетного режима приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства;
  • о внесении изменений в статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ, касающиеся закрепления детального механизма оспаривания результатов проверок, в т.ч. и при нарушении процедуры их проведения;
  • о внесении изменений в статью 114 НК РФ по упрощению процедуры наложения налоговых санкций в зависимости от суммы штрафа.

4. Разработать проекты законов области:

  • «О личных хозяйствах населения и социальных гарантиях граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством в них» и принять целевую программу по реализации этого закона;
  • «О развитии традиционных народных промыслов и ремесел на территории Кировской области».

5. Законодательно обеспечить единые стандарты и единые процедуры государственной политики и политики муниципальных образований по доступу субъектов малого и среднего предпринимательства к использованию областного и муниципального имущества (недвижимость, земельные участки, приватизация областных и муниципальных предприятий);

6. При рассмотрении проектов законов об областном бюджете считать приоритетным финансирование областной целевой программы «Развитие предпринимательства в Кировской области» на 2006-2009 гг., учитывая, что средства федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства предоставляются только на паритетной основе. В течение года областную целевую программу «Развитие предпринимательства в Кировской области» секвестированию не подвергать;

7. Рассмотреть возможность установления льгот по налогу на имущество и по налогу на прибыль для малых предприятий;

8. Ежегодно заслушивать информацию Правительства Кировской области о ходе реализации областной целевой программы «Развитие предпринимательства в Кировской области» на 2006-2009 гг.

Правительству Кировской области:

1. Считать целесообразным создание Общественного экспертного совета по малому и среднему бизнесу при Правительстве области, который будет проводить общественную экспертизу решений, касающихся субъектов малого и среднего бизнеса. Формирование совета осуществить на основе уполномоченных представителей общественных объединений предпринимателей и саморегулируемых предпринимательских объединений;

2. Повысить статус и расширить полномочия государственного органа исполнительной власти, ответственного за развитие малого предпринимательства, реализацию государственных программ поддержки малого бизнеса;

3. Разработать образовательную программу «Основы предпринимательской деятельности» с ее последующей профессионально-общественной адаптацией и внедрением в средних учебных заведениях;

4. По аналогии с Президентской программой по подготовке кадров разработать Губернаторскую программу с целью профессиональной подготовки руководителей и кадров для малого бизнеса;

5. Обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование областной целевой программы «Развитие предпринимательства в Кировской области» на 2006-2009 гг.;

6. Участвовать в конкурсах Минэкономразвития и торговли РФ по отбору субъектов Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства: создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; развитие системы кредитования малого предпринимательства; создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

7. Активизировать проведение семинаров в муниципальных образованиях для предпринимателей по вопросам налогообложения, финансов, менеджмента, маркетинга и бизнес-планирования, в том числе с использованием возможностей сети Интернет;

8. Обеспечить организацинно-методическую помощь администрациям муниципальных образований по вопросам управления развитием малого предпринимательства;

9. Принять постановление Правительства области, регламентирующее аренду нежилых помещений малыми предприятиями и обеспечивающее доступ субъектов малого предпринимательства к аренде (приобретению) первых этажей новостроек малым предприятиям, при строительстве деловых центров и других объектов коммерческой недвижимости. В том числе предусмотреть проведение отдельных конкурсов для малых предприятий по аренде нежилых помещений и приоритетность субъектов малого бизнеса при выкупе арендованных ими площадей. Рекомендовать принятие аналогичных постановлений органами местного самоуправления;

6. Пересмотреть в сторону сокращения нормативные сроки принятия решений и предоставления ответов органами государственной власти и местного самоуправления на запросы и обращения субъектов малого предпринимательства;

7. Возобновить работу Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров, определив ее полномочия совместным решением Правительства области и соответствующих территориальных органов федеральной власти, сделав доступным оперативное обращение в такую комиссию с жалобами от предпринимателей;

8. Рассмотреть вопрос о централизации контрольных и надзорных полномочий органов государственной власти с целю сокращения количества проверяющих органов и недопущения дублирования функций проверяющих структур.

Органам местного самоуправления:

1. Осуществлять разработку программ развития малого предпринимательства с привлечением к данному процессу предпринимательского сообщества;

2. В органах исполнительной власти назначить ответственного за развитие малого предпринимательства на подведомственной территории (в статусе не ниже зам. главы администрации, курирующего вопросы экономики);

4. Рассмотреть возможность назначения в пределах штатной численности администрации муниципального образования сотрудника, в служебные обязанности которого входит работа по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса;

5. В представительных органах местного самоуправления создать постоянные депутатские комиссии по развитию предпринимательства и занятости населения в целях координации деятельности депутатов по нормативно-правовому регулированию развития предпринимательства на территории муниципального образования;

6. При формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать средства на реализацию муниципальных программ развития предпринимательства;

7. При установлении корректирующего коэффициента базовой доходности единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности учитывать реальные доходы субъектов малого предпринимательства;

8. Активизировать совместную деятельность с объединениями предпринимателей по совершенствованию системы поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе в направлении создания более благоприятных условий для взаимодействия субъектов малого предпринимательства с крупным бизнесом;

9. Через местные СМИ информировать граждан о достижениях субъектов малого предпринимательства района.

Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области:

Совместно с учреждениями инфраструктуры поддержки предпринимательства (бизнес-центры) организовывать в муниципальных образованиях области консультирование предпринимателей по вопросам налогообложения.

Представителям малого предпринимательства, объединениям предпринимателей:

1. Развивать взаимовыгодное сотрудничество, вести конструктивный диалог с органами власти по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства;

2. Принимать меры по обеспечению соблюдения норм трудового законодательства и предоставления социальных гарантий своим работникам;

3. Не допускать в своей деятельности действий, которые могут привести к недобросовестной конкуренции и неделовому партнерству;

4. Повысить активность по вступлению в общественные и профессиональные объединения предпринимателей, созданию саморегулируемых организаций;

5. Готовить и вносить в соответствующие органы власти области и муниципальных образований свои предложения по совершенствованию политики поддержки развития малого предпринимательства, преодолению административных барьеров и других препятствий развития предпринимательства.

Представителям крупного бизнеса:

1. Развивать взаимодействие с субъектами малого предпринимательства на основе кооперации;

2. Сдавать в аренду субъектам малого предпринимательства неиспользуемые производственные площади и оборудование.