Положение о комитетах

Утверждено постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 30 марта 2023 г. № 21/37

Положение о комитетах Законодательного Собрания Кировской области

1. Общие положения

1.1. Положение о комитетах Законодательного Собрания Кировской области (далее – Положение) определяет порядок формирования, полномочия, порядок деятельности комитетов Законодательного Собрания Кировской области (далее – комитеты).

1.2. Комитеты образуются Законодательным Собранием Кировской области (далее – Законодательное Собрание) в соответствии с Уставом Кировской области, Законом Кировской области от 26 мая 2022 года № 77-ЗО «О Законодательном Собрании Кировской области», Регламентом Законодательного Собрания Кировской области (далее – Регламент) на срок полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва из числа депутатов Законодательного Собрания.

Перечень комитетов утверждается Законодательным Собранием на первом заседании Законодательного Собрания нового созыва.

В течение срока полномочий Законодательное Собрание вправе образовывать новые комитеты, упразднять или реорганизовывать ранее созданные комитеты.

1.3. Комитеты являются постоянно действующими органами Законодательного Собрания и подотчетны ему.

1.4. Вопросы ведения комитетов утверждаются Законодательным Собранием соответствующего созыва.

1.5. Комитеты осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами Законодательного Собрания, структурными подразделениями аппарата Законодательного Собрания, органами исполнительной власти Кировской области, государственными органами Кировской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее – органы местного самоуправления), федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, гражданами.

1.6. В своей деятельности комитеты руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Кировской области, законами Кировской области, Регламентом, Положением и иными нормативными правовыми актами Кировской области.

1.7. Деятельность комитетов курируют заместители Председателя Законодательного Собрания.

1.8. Правовое, информационное, организационное, материально-техническое, документационное, аналитическое, финансовое обеспечение деятельности комитетов осуществляет аппарат Законодательного Собрания.

2. Полномочия комитета

К полномочиям комитета относятся:

2.1. Предварительное рассмотрение и подготовка проектов законов Кировской области (далее – законопроекты) к рассмотрению Законодательным Собранием в первом чтении, проектов постановлений Законодательного Собрания в качестве ответственного комитета по вопросам ведения комитета.

2.2. Внесение предложений Законодательному Собранию о принятии законопроектов в двух чтениях, во втором чтении, принятии законов Кировской области, об отклонении законопроектов и снятии их с рассмотрения.

2.3. Организация работы над поправками (редакционными правками) к законопроектам по вопросам ведения комитета и подготовка их к рассмотрению во втором чтении, в третьем чтении, для принятия закона Кировской области.

2.4. Подготовка заключения по итогам рассмотрения отклоненного Губернатором Кировской области закона Кировской области и его заключения.

2.5. Рассмотрение законодательных предложений депутатов Законодательного Собрания.

2.6. Внесение предложений Законодательному Собранию о принятии постановлений Законодательного Собрания, принятии проектов постановлений Законодательного Собрания за основу, отклонении проектов постановлений Законодательного Собрания.

2.7. Предварительное рассмотрение предложений о законодательной инициативе Законодательного Собрания в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), предложений по внесению в Государственную Думу поправок к законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении.

2.8. Участие в рассмотрении предложений об участии Законодательного Собрания в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения в соответствии с Регламентом.

2.9. Рассмотрение запросов об официальном толковании Устава Кировской области или закона Кировской области.

2.10. Внесение предложений по формированию проектов планов контрольной деятельности Законодательного Собрания, предложений по внесению в них изменений.

2.11. Участие в осуществлении контрольной деятельности Законодательного Собрания в формах и порядке, установленных Законом Кировской области от 1 ноября 2022 года № 119-ЗО «О контрольной деятельности Законодательного Собрания Кировской области».

2.12. Участие в рассмотрении Законодательным Собранием вопросов, отнесенных к его компетенции в соответствии с Регламентом и иными нормативными правовыми актами Кировской области.

2.13. Обращение к Председателю Законодательного Собрания по вопросам ведения комитета.

2.14. Взаимодействие с другими органами Законодательного Собрания, органами публичной власти, федеральными органами государственной власти, организациями, гражданами по вопросам ведения комитета.

2.15. Рассмотрение обращений граждан, организаций, органов публичной власти по вопросам ведения комитета.

2.16. Внесение предложений о проведении мероприятий в Законодательном Собрании, участие в мероприятиях Законодательного Собрания.

2.17. Иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

3. Формы деятельности комитета

3.1. Основной формой деятельности комитета является заседание.

3.2. Заседания комитета могут быть очередными, внеочередными, выездными, совместными с иными комитетами (по вопросам, относящимся к ведению двух или нескольких комитетов).

3.3. Очередные заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, в соответствии с утвержденным графиком проведения сессий Законодательного Собрания на календарный год.

3.4. Внеочередные заседания комитета проводятся по инициативе председателя комитета по согласованию с Председателем Законодательного Собрания или по инициативе Председателя Законодательного Собрания в случае созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания.

3.5. Очередные или внеочередные заседания комитета могут проводиться в дистанционной форме в режиме видео-конференц-связи при проведении сессии Законодательного Собрания в дистанционной форме.

Председатель комитета по согласованию с Председателем Законодательного Собрания может принять решение о проведении внеочередного заседания комитета в дистанционной форме вне периода сессии.

Члены комитета могут участвовать в очередном или внеочередном заседании комитета в дистанционной форме, находясь непосредственно в зале заседания комитета либо вне зала заседания комитета, используя системы видео-конференц-связи.

3.6. Совместные заседания комитетов проводятся по инициативе председателей соответствующих комитетов по согласованию с Председателем Законодательного Собрания.

3.7. Полномочия комитета осуществляются также путем:

3.7.1. Привлечения к работе комитета депутатов Законодательного Собрания, не являющихся членами комитета, а также представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, специалистов по согласованию с ними.

3.7.2. Участия в подготовке и проведении депутатских слушаний по вопросам ведения комитета.

3.7.3. Осуществления взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам ведения комитета.

3.7.4. В иных формах в соответствии с действующим законодательством.

4. Порядок работы комитета

4.1. Заседания комитета проводятся по инициативе председателя комитета, по предложению не менее одной трети членов комитета или по поручению Председателя Законодательного Собрания.

4.2. Место и время проведения заседания комитета определяет председатель комитета по согласованию с Председателем Законодательного Собрания.

4.3. Проект повестки заседания комитета формируется председателем комитета, как правило, не позднее чем за четыре календарных дня до дня заседания комитета. Проект повестки заседания комитета согласуется с заместителем Председателя Законодательного Собрания, курирующим деятельность комитета.

Проект повестки заседания комитета в обязательном порядке включает рассмотрение всех законопроектов, относящихся к вопросам ведения комитета, включенных в утвержденный советом Законодательного Собрания примерный перечень вопросов, вносимых на рассмотрение очередного заседания Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено Регламентом, и может содержать раздел «Разное».

4.4. Повестка внеочередного заседания комитета включает вопросы, внесенные инициатором созыва внеочередного заседания комитета. Дополнительные вопросы в повестку внеочередного заседания комитета не включаются и не рассматриваются. Повестка внеочередного заседания комитета на голосование не выносится.

4.5. Члены комитета, лица, приглашенные на заседание комитета, извещаются о дате, времени и месте проведения заседания комитета, вопросах, вносимых на его рассмотрение, не позднее чем за четыре календарных дня до начала работы комитета, при проведении внеочередного заседания комитета – не позднее чем за четыре календарных дня до начала работы комитета.

В случае внесения изменений в проект повестки заседания комитета новый проект повестки и материалы к дополнительным вопросам направляются членам комитета и приглашенным на заседание комитета лицам до начала работы комитета.

4.6. Информация о дате, времени, месте проведения заседания комитета, вопросах, вносимых на его рассмотрение, не позднее чем за три календарных дня до начала его работы размещается на официальном сайте Законодательного Собрания.

4.7. Заседания комитета проводятся открыто. На официальном сайте Законодательного Собрания ведется прямая трансляция открытых заседаний комитета, за исключением выездных заседаний.

4.8. В работе открытых заседаний комитета принимают участие члены комитета, депутаты Законодательного Собрания, не входящие в состав комитета, с правом совещательного голоса, субъекты права законодательной инициативы или их представители, представители органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, работники аппарата Законодательного Собрания.

4.9. На заседании комитета вправе присутствовать граждане, представители организаций, а также представители средств массовой информации, аккредитованных в порядке, установленном Председателем Законодательного Собрания. Не позднее чем за один рабочий день до начала работы заседания комитета указанные лица обязаны сообщить о намерении присутствовать на заседании комитета в информационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания, которое составляет списки присутствующих для обеспечения их допуска в зал заседания комитета.

4.10. По решению большинства присутствующих на заседании комитета членов комитета заседания могут носить закрытый характер. В работе таких заседаний принимают участие члены комитета и лица, приглашенные председателем комитета.

4.11. При проведении заседания комитета в дистанционной форме членам комитета предоставляется доступ к программному обеспечению, включающему систему видео-конференц-связи (для обеспечения видео- и аудиосвязи), систему дистанционного электронного голосования (для выражения волеизъявления членов комитетов по вопросам заседания комитета в дистанционной форме). Лица, приглашенные на заседание комитета в дистанционной форме, участвуют в таком заседании в режиме видео-конференц-связи.

4.12. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.

4.13. Решение комитета принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комитета, если иное не установлено законодательством Кировской области, в форме решений и заключений.

Если по итогам голосования по рассматриваемому на заседании комитета вопросу предлагаемое решение не набрало необходимого для принятия числа голосов или при равенстве голосов членов комитета, оно считается отклоненным.

4.14. Заседание комитета открывает и ведет председатель комитета, в случае его отсутствия – заместитель председателя комитета, а в случае отсутствия председателя комитета, заместителей председателя комитета – один из членов комитета по поручению председателя комитета или Председателя Законодательного Собрания.

4.15. После открытия заседания комитета председательствующим оглашается проект повестки заседания комитета.

Проект повестки принимается за основу, после чего членами комитета могут быть поданы предложения по его изменению, дополнению или по последовательности рассмотрения вопросов. Решение комитета принимается по каждому предложению.

После рассмотрения предложений принимается решение об утверждении повестки заседания комитета в целом.

4.16. Порядок и продолжительность проведения заседаний комитета, обсуждения вопросов на заседании комитета определяются в каждом конкретном случае исходя из принятой повестки, количества и особенностей включенных в нее вопросов.

4.17. Процедура обсуждения вопросов, включенных в повестку заседания комитета, состоит из доклада (содоклада), ответов докладчиков (содокладчиков) на вопросы, выступлений, голосования.

4.18. Вопросы, включенные в повестку заседания комитета, представляют субъекты права законодательной инициативы, внесшие законодательные инициативы в Законодательное Собрание, или их представители, а также иные лица, приглашенные на заседание комитета для выступления по существу вопросов, включенных в повестку заседания комитета.

4.19. Депутаты Законодательного Собрания, присутствующие на заседании комитета, имеют право выступления по любому вопросу, включенному в повестку заседания комитета.

4.20. Депутаты Законодательного Собрания, лица, приглашенные на заседание комитета, выступают на заседании комитета только после предоставления им слова председательствующим.

4.21. В процессе выступления на заседании комитета запрещается использование грубых и некорректных выражений, призывов к незаконным действиям. В случае нарушения выступающим данного запрета председательствующий может лишить его права выступления на данном заседании.

4.22. Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе сделать ему замечание. В случае если выступающий после замечания продолжает выступать не по теме, председательствующий лишает его слова.

4.23. Председательствующий и присутствующие на заседании комитета не вправе комментировать выступающего во время его выступления.

4.24. Лица, приглашенные на заседание комитета, не имеют права вмешиваться в работу заседания комитета.

4.25. Выступающему на заседании комитета по вопросам, включенным в повестку заседания комитета, за исключением вопросов, включенных в раздел «Разное», предоставляется время:

4.25.1. Для докладов – до 15 минут.

4.25.2. Для содокладов – до 7 минут.

4.25.3. Для вопросов по докладу (содокладу), к кандидату на должность, ответов на вопросы – до 3 минут.

4.25.4. Для выступлений – до 5 минут.

4.25.5. Для выступлений с информацией, отчетом, докладом в соответствии с Законом Кировской области от 1 ноября 2022 года № 119-ЗО «О контрольной деятельности Законодательного Собрания Кировской области» продолжительностью, установленной указанным Законом Кировской области.

4.25.6. Для выступлений со справками и по мотивам голосования – до 2 минут.

4.26. Для выступлений по вопросам, включенным в раздел «Разное» повестки заседания комитета, членам комитета предоставляется слово продолжительностью до 3 минут. В «Разном» члены комитета выступают с краткими объявлениями для сведения членов комитета. Выступления с информацией, отчетом, докладом не допускаются. Прения по указанным вопросам не открываются и решения комитетом не принимаются.

4.27. После выступлений вопрос, включенный в повестку заседания комитета, ставится на голосование.

Во время голосования выступления, реплики, справки, вопросы (в том числе со стороны председательствующего) не допускаются.

4.28. Итоги голосования и принятое решение оглашаются на заседании комитета председательствующим.

4.29. На заседании комитета ведется протокол. Принятое комитетом решение отражается в протоколе заседания комитета.

Протоколы заседаний комитета оформляются в течение десяти рабочих дней со дня заседания комитета лицом, ведущим протокол, и подписываются председательствующим.

Депутаты Законодательного Собрания вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета, получать копии протоколов открытых заседаний комитета в аппарате Законодательного Собрания.

Выписки из протокола заседания комитета или копии решения (заключения) комитета, подписанные председательствующим, направляются органам публичной власти, организациям в отношении которых комитетом приняты соответствующие решения.

4.30. Комитеты Законодательного Собрания могут проводить совместные заседания.

Совместное заседание комитетов ведет один из председателей по согласованию между ними.

Решения на совместных заседаниях принимаются комитетами раздельно.

Для рассмотрения вопроса на совместном заседании Председатель Законодательного Собрания определяет ответственный комитет для координации совместной работы, обобщения предложений и замечаний. Требования ответственного комитета по вопросам координации работы, обобщения предложений и замечаний по совместно обсуждаемому вопросу обязательны для других комитетов, участвующих в рассмотрении вопроса.

Протокол совместного заседания комитетов подписывается председателями всех комитетов, принимавших участие в совместном заседании.

5. Структура комитета. Порядок формирования комитета

5.1. В состав комитета входят депутаты Законодательного Собрания, за исключением Председателя Законодательного Собрания.

Депутат Законодательного Собрания может быть членом не более чем двух комитетов и занимать должность председателя комитета или должность заместителя председателя комитета только в одном комитете.

5.2. Состав каждого комитета не может быть менее пяти депутатов Законодательного Собрания.

5.3. Состав комитета формируется на основании личных заявлений депутатов Законодательного Собрания, поданных на имя Председателя Законодательного Собрания.

5.4. Персональный и количественный состав комитетов утверждается Законодательным Собранием.

5.5. Изменение состава комитета осуществляется Законодательным Собранием на основании личного заявления депутата Законодательного Собрания о выходе и (или) о включении в состав комитета либо в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Законодательного Собрания.

5.6. Комитет состоит из председателя комитета, заместителей председателя комитета, членов комитета.

5.7. Кандидатура на должность председателя комитета выдвигается членом комитета и рассматривается на заседании комитета, за исключением случая, установленного пунктом 5.8 раздела 5 настоящего Положения.

Решение о выдвижении кандидатуры на должность председателя комитета принимается путем открытого голосования большинством голосов от установленного числа членов комитета.

Председатель комитета утверждается на заседании Законодательного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания по предложению комитета. Кандидатуру председателя комитета на заседании Законодательного Собрания представляет член комитета по поручению комитета.

5.8. Должность председателя комитета могут совмещать со своей должностью заместители Председателя Законодательного Собрания по решению Законодательного Собрания. С инициативой о совмещении должностей выступает Председатель Законодательного Собрания.

5.9. Кандидатуру на должность заместителя председателя комитета вносит председатель комитета.

5.10. Заместитель председателя комитета избирается на заседании комитета из состава членов комитета путем открытого голосования большинством голосов от установленного числа членов комитета.

5.11. Председатель комитета либо заместитель председателя комитета может осуществлять деятельность на профессиональной основе в порядке, определенном Законом Кировской области от 26 мая 2022 года № 78-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Кировской области».

5.12. Полномочия председателя комитета, заместителя председателя комитета прекращаются досрочно в случаях:

5.12.1. Добровольной отставки на основании письменного заявления.

5.12.2. Применения в установленном порядке меры ответственности в виде освобождения от занимаемой должности без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании за нарушение ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, предусмотренных частями 1, 15, 19 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

5.12.3. Досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания.

5.13. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя комитета принимается на заседании Законодательного Собрания, заместителя председателя комитета – на заседании комитета.

6. Полномочия председателя комитета

6.1. Председатель комитета:

6.1.1. Организует работу комитета.

6.1.2. Предлагает структуру комитета и кандидатуру заместителя председателя комитета.

6.1.3. Представляет к утверждению на заседании комитета примерный план работы комитета не позднее первого квартала календарного года.

6.1.4. Разрабатывает и вносит предложения по установлению обязанностей заместителя председателя комитета, членов комитета по осуществлению полномочий комитета.

6.1.5. Дает поручения членам комитета.

6.1.6. Формирует проект повестки заседания комитета по согласованию с заместителем Председателя Законодательного Собрания, курирующим деятельность комитета.

6.1.7. Созывает заседания комитета, ведет заседания, подписывает решения комитета и протоколы заседаний.

6.1.8. Приглашает для участия в заседаниях комитета представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, специалистов, вносит предложения о составе приглашенных на заседания Законодательного Собрания.

6.1.9. Взаимодействует с Председателем Законодательного Собрания и заместителями Председателя Законодательного Собрания по вопросам ведения комитета.

6.1.10. Участвует в работе совета Законодательного Собрания.

6.1.11. Выступает на заседаниях Законодательного Собрания с докладом, содокладом или заключением по законопроекту, переданному на рассмотрение комитету.

6.1.12. Представляет комитет в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, организациями, при проведении мероприятий по вопросам ведения комитета.

6.1.13. Организует работу по исполнению решений комитета.

6.1.14. Информирует членов комитета о выполнении решений комитета, об итогах работы комитета за отчетный период.

6.1.15. Информирует Законодательное Собрание и совет Законодательного Собрания о работе комитета.

6.1.16. Выполняет поручения Председателя Законодательного Собрания и заместителей Председателя Законодательного Собрания по вопросам ведения комитета, если решением Законодательного Собрания не установлено иное.

6.1.17. Направляет запросы в органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления, организации по вопросам ведения комитета по согласованию с заместителем Председателя Законодательного Собрания, курирующим деятельность комитета.

6.2. Председатель комитета в случае своего отсутствия поручает исполнение обязанностей председателя комитета заместителю председателя комитета, а в случае отсутствия заместителя председателя комитета – одному из членов комитета.

7. Заместитель председателя комитета

Заместитель председателя комитета выполняет по поручению председателя комитета его отдельные функции и замещает председателя комитета в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

По предложению председателя комитета в комитете могут быть избраны один или несколько заместителей председателя комитета.

8. Права и обязанности членов комитета

8.1. Член комитета имеет право:

8.1.1. Решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании комитета.

8.1.2. Избирать и быть избранным председателем комитета или заместителем председателя комитета.

8.1.3. Входить в состав рабочих групп по подготовке проектов законов и постановлений Законодательного Собрания.

8.1.4. Вносить предложения в проект повестки заседания комитета, участвовать в подготовке вопросов для рассмотрения их на заседаниях комитета.

8.1.5. Вносить предложения о приглашении для участия в работе комитета представителей органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, специалистов.

8.1.6. Участвовать в обсуждении любого вопроса, рассматриваемого на заседаниях комитета, задавать вопросы докладчикам (содокладчикам), председательствующему, требовать ответов и давать им оценку.

8.1.7. Привлекать к работе по вопросам ведения комитета по согласованию с руководителем аппарата Законодательного Собрания работников аппарата Законодательного Собрания.

8.1.8. По поручению комитета выступать на заседаниях Законодательного Собрания, заседаниях других комитетов с докладами и содокладами.

8.1.9. Представлять свое особое мнение на заседаниях других комитетов, на заседаниях Законодательного Собрания.

8.1.10. Излагать свою точку зрения, отличную от точки зрения комитета, в виде особого мнения, которое прилагается к протоколу заседания комитета.

8.1.11. Знакомиться с протоколом заседания комитета.

8.1.12. Получать информацию и материалы, относящиеся к деятельности комитета.

8.2. Член комитета обязан:

8.2.1. Участвовать в заседаниях комитета. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине член комитета информирует не менее чем за два рабочих дня до заседания комитета председателя комитета или работника организационного управления аппарата Законодательного Собрания.

8.2.2. Выполнять поручения комитета, председателя и заместителя председателя комитета, данные в пределах их компетенции.

8.2.3. Отчитываться перед комитетом о выполнении порученного задания.

8.2.4. Самостоятельно готовить материалы по вопросу, предлагаемому им к рассмотрению на заседании комитета.