Образовательная услуга. Что это?

Образовательная услуга. Что это?
На днях в Государственной Думе Российской Федерации был принят законопроект, который вносит изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Из закона «Об образовании в Российской Федерации» исключили понятие «образовательная услуга» («государственная и муниципальная услуга в сфере образования»). Предлагаемые изменения позволят исключить неоднозначность в толковании законодательства Российской Федерации в части использования понятия «государственная и муниципальная услуга в сфере образования», а также выстроить гармоничные взаимоотношения между участниками образовательных правоотношений, в том числе относительно роли педагогов в осуществлении ими важнейшей социально значимой функции по обучению и воспитанию подрастающего поколения граждан. В соответствии с изменениями, предусмотренными законопроектом, вводятся такие понятия, как «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания» с отсылкой на бюджетное законодательство Российской Федерации. В данный момент законопроект направлен для рассмотрения в Совет Федерации.

Редькина Олеся Александровна: «За 10 лет существования закона, понятие образовательной услуги многократно обсуждалось на самых разных уровнях. Услуга как финансовая единица была заведена в договорные отношения, оценена и стандартизирована. Но можно ли стандартизировать процесс служения и воспитания, ту деятельность, благодаря которой воспитатель, педагог, учитель становятся для учащегося проводником не только в мир знаний, но в мир смыслов и отношений, в мир творческого познания и развития. 

Безусловно, ориентиры и ценности нужны в каждой деятельности. Но тогда и начинать надо с закона. В самом законе «Об образовании в РФ» понятие образовательной услуги отсутствует среди основных понятий, нет его и в определении образования. Так нужно ли в законе понятие, которое даже не имеет определения, кроме финансового? Я считаю, что нет. Образование невозможно свести к услуге.

Безусловно, для регулирования отношений между государством и обществом, родителями, учащимися, работодателями и педагогами необходимы термины и понятия, позволяющие анализировать и оценивать организацию образовательно-воспитательного процесса. И это должно найти отражение и в новых финансовых механизмах, позволяющих вывести образовательный процесс на новый уровень. И мы знаем, что сегодня школа делает гораздо больше, чем просто предоставляет образовательную услугу. Это и работа по профилактике негативных явлений, вовлечение учащихся в волонтёрскую деятельность, работа с семьёй, культурно-воспитательные мероприятия и многое другое, что не может быть умещено в узкие рамки понятия услуги.

Школа – это практически единственный социальный институт, через которой проходят все граждане России. И сегодня система образования сталкивается со множеством факторов, способных влиять на формирование личности человека – СМИ и различные коммуникации имеют огромную силу и охват. И именно в этот момент встаёт вопрос не об услуге, а о процессе воспитания и о личности педагога, учителя как человека и профессионала, зачастую единственного специалиста, препятствующего распространению не развивающей, а разрушающей личность и сознание информации.

И именно поэтому сферу образования невозможно рассматривать как сферу услуг, сферу обслуживания. Нельзя быть потребителем образования, но можно быть участником процесса не в противопоставлении «мы – они» как «педагоги – учащиеся», а в творческом союзе, направленном на развитие личности.

Надеюсь, что внесение изменений в ФЗ приведёт не только к новому пониманию образовательного процесса, но и к повышению значимости труда педагога и ценности образования как непрерывного процесса в целом».