Закон Кировской области от 02.08.2005 № 348-ЗО
Внесены изменения
В закон внесены изменения Законами Кировской области от 04.06.2007 № 125-ЗО, от 01.04.2009 № 356-ЗО, от 08.10.2012 № 205-ЗО, от 18.06.2014 № 418-ЗО, от 29.02.2016 № 634-ЗО, от 05.07.2023 № 193-ЗО, от 26.07.2023 № 197-ЗО
Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.
Принят Законодательным Собранием Кировской области 28 июля 2005 года
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере пожарной безопасности в Кировской области, определяет полномочия органов государственной власти области в указанной сфере и устанавливает порядок создания, деятельности, финансового обеспечения государственной противопожарной службы Кировской области.
Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Кировской области
Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в Кировской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иные законы и нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, Устав Кировской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты области.
Статья 3. Виды пожарной охраны в Кировской области
Задачи, возложенные на пожарную охрану, в Кировской области осуществляют:
1) федеральная противопожарная служба;
2) противопожарная служба Кировской области;
3) муниципальная пожарная охрана;
4) ведомственная пожарная охрана;
5) добровольная пожарная охрана;
6) частная пожарная охрана.
Противопожарная служба Кировской области является составной частью Государственной противопожарной службы.
Порядок создания, деятельности, финансового обеспечения и ликвидации федеральной, муниципальной, ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны регламентируется федеральным законодательством.
Статья 4. Определение и состав противопожарной службы Кировской области
Противопожарная служба Кировской области (далее – противопожарная служба) - это совокупность расположенных на территории области организаций, созданных в целях осуществления профилактики, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и содержащихся за счет средств областного бюджета.
В состав противопожарной службы входят:
1) организации, созданные в целях осуществления профилактики, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в городских и сельских поселениях области;
2) организации, созданные в целях осуществления обучения населения и работников противопожарной службы;
3) организации, обеспечивающие деятельность противопожарной службы.
Управление и координацию деятельности противопожарной службы осуществляет орган исполнительной власти Кировской области, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
Количество организаций противопожарной службы, места их расположения и численность личного состава утверждаются Правительством области.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Кировской области в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ
1. Законодательное Собрание Кировской области:
1) принимает областные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ;
2) утверждает расходы областного бюджета, предназначенные для обеспечения пожарной безопасности, в том числе на содержание противопожарной службы и проведение аварийно-спасательных работ;
3) утверждает долгосрочные целевые программы по обеспечению пожарной безопасности в Кировской области;
4) осуществляет иные полномочия в сфере обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области.
2. Правительство Кировской области в пределах своей компетенции:
1) осуществляет нормативное правовое регулирование отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ;
2) формирует орган исполнительной власти Кировской области, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, и определяет его полномочия;
3) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций противопожарной службы;
4) устанавливает численность противопожарной службы;
5) обеспечивает разработку, реализацию и финансирование областных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
6) обеспечивает организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности и тушения пожаров;
7) создает координационный орган по обеспечению пожарной безопасности, утверждает его состав и положение о нем;
8) обеспечивает взаимодействие с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
9) принимает решения об установлении на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности особого противопожарного режима, на период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности;
10) утверждает перечень городских и сельских поселений, в которых создаются организации противопожарной службы;
11) осуществляет меры по правовой и социальной защите работников противопожарной службы, содержащихся за счет средств областного бюджета;
12) утверждает нормы обеспечения работников противопожарной службы вещевым имуществом и специальной одеждой;
13) утверждает перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета;
14) осуществляет иные полномочия в сфере обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области.
Статья 6. Полномочия организаций противопожарной службы
Организации противопожарной службы, созданные в целях осуществления профилактики, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, имеют право:
1) информировать органы местного самоуправления о нарушении (не выполнении) мер пожарной безопасности на территории муниципального образования;
2) привлекать для тушения пожаров другие виды пожарной охраны в соответствии с планами (расписаниями) привлечения сил и средств, утвержденными в установленном порядке, и координировать их действия;
3) принимать необходимые меры по спасению жизни людей и материальных средств при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, в том числе проникать любыми доступными способами в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, места нахождения (возможного нахождения) людей и имущества;
4) ограничивать или запрещать доступ граждан к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
5) проводить проверки по заявлениям руководителей организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности, и выдавать рекомендации по устранению выявленных нарушений на безвозмездной основе;
6) требовать от средств массовой информации незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать экстренную информацию, направленную на обеспечение пожарной безопасности;
7) вести противопожарную пропаганду.
Статья 7.Финансовое и материально-техническое обеспечение противопожарной службы
Организации противопожарной службы наделяются движимым и недвижимым имуществом, необходимым для выполнения возложенных задач, в соответствии с нормами, установленными для федеральной противопожарной службы.
Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы области, социальные гарантии и компенсации работникам осуществляются за счет средств областного бюджета.
Работники, непосредственно участвующие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, обеспечиваются вещевым имуществом, специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты в соответствии с правовыми актами Правительства Кировской области.
Статья 8. Личный состав противопожарной службы
Личный состав противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях работников.
При приеме в противопожарную службу на должности, непосредственно связанные с деятельностью по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, работники, не имеющие специального профессионального образования, проходят специальную профессиональную подготовку в специализированных учебных заведениях на безвозмездной основе за счет средств областного бюджета.
На работников, непосредственно осуществляющих деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, распространяются требования правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, устанавливающих порядок организации и несения службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оплата труда работников противопожарной службы, непосредственно осуществляющих деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, устанавливается Правительством области на уровне оплаты труда сотрудников федеральной противопожарной службы.
Статья 9. Правовая и социальная защита работников противопожарной службы
Работникам противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
В случае гибели работника при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Работникам противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утвержденным Правительством Кировской области, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы в противопожарной службе 25 лет.
На работников, состоящих на должностях спасателей, распространяются формы правовой и социальной защиты, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 10. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) или получения увечья работниками противопожарной службы
Работники противопожарной службы, непосредственно участвующие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств областного бюджета. Перечень должностей работников, подлежащих страхованию, определяется органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Страховыми событиями для работников противопожарной службы являются гибель (смерть) при исполнении трудовых обязанностей, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ, а также любая потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей.
Сумма страхования определяется ежегодно законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В случае гибели (смерти) работников противопожарной службы, наступившей при исполнении ими трудовых обязанностей, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы области,
членам семей погибших (умерших) выплачивается единовременное пособие в размере 120 должностных окладов, установленных на день выплаты пособия, в порядке утвержденном Правительством области, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.»
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника, считаются:
-супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном с ним (с ней) браке,
-родители погибшего (умершего),
-дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
При прекращении трудового договора с работниками противопожарной службы в связи с медицинским заключением вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении трудовых обязанностей, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 должностных окладов, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Убытки, причиненные работникам противопожарной службы области, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств областного бюджета в установленном порядке.
Статья 11. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
Порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, участником которых выступает пожарная охрана, определяется федеральными нормативными правовыми актами, а по вопросам, отнесенным к компетенции Кировской области – настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кировской области.
Порядок привлечения сил и средств противопожарной службы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в областном центре и на региональном уровне утверждается органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Порядок тушения крупных и сложных пожаров утверждается Правительством области в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Порядок привлечения всех видов пожарной охраны для тушения пожаров на территориях муниципальных образований устанавливается планом привлечения сил и средств на тушение пожаров. План привлечения сил и средств на тушение пожаров разрабатывается областными организациями, созданными в целях профилактики и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ в городских и сельских поселениях области, согласовывается с руководителями указанных в нем организаций и утверждается главой соответствующего муниципального образования.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара для целей тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ вправе принимать решение по привлечению и использованию при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке, а также привлекать специалистов организаций и органов местного самоуправления, занимающихся вопросами жизнеобеспечения.
Вода на цели пожаротушения всеми видами пожарной охраны забирается в безусловном порядке из любых водотоков, водоемов, водозаборных сооружений, емкостей для хранения воды, сооружений и устройств на водопроводных сетях бесплатно и в количестве, необходимом для тушения пожара.
Статья 12. Переходные положения
Порядок привлечения сил и средств федеральной противопожарной службы и противопожарной службы области на тушение пожаров на переходный период, установленный Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяется Правительством области по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Кировской области
Н.И.Шаклеин