Закон Кировской области от 09.11.2009 № 443-ЗО
Внесены изменения
В закон внесены изменения Законами Кировской области от 08.10.2010 № 569-ЗО, от 28.07.2011 № 36-ЗО, от 06.07.2012 № 170-ЗО, от 08.04.2014 № 395-ЗО, от 10.11.2015 № 589-ЗО, от 30.06.2016 № 687-ЗО
Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.
Утратил силу
Закон признан утратившим силу
c 25.12.2020
в связи с принятием Закона Кировской области от 15.12.2020 № 422-ЗО
Принят Законодательным Собранием Кировской области 29 октября 2009 года
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Кировской области, в сфере защиты населения и территории Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, межмуниципального и регионального характера (далее – чрезвычайная ситуация).
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», иные федеральные законы, Устав Кировской области.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
2) чрезвычайная ситуация регионального характера – это обстановка, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории Кировской области, при этом количество пострадавших либо размер материального ущерба не превышают величин, установленных федеральным законодательством;
3) чрезвычайная ситуация межмуниципального характера – это обстановка, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо размер материального ущерба не превышают величин, установленных федеральным законодательством;
4) предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
5) ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
6) зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
7) специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей – специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Статья 4. Территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории области создается и действует территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – территориальная подсистема).
2. Территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.
3. Организация территориальной подсистемы, состав сил и средств территориальной подсистемы, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке Правительством Кировской области.
4. В Кировской области создаются координационные органы территориальной подсистемы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения деятельности территориальной подсистемы.
5. Координационным органом территориальной подсистемы области является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Кировской области (далее – комиссия).
6. Образование (создание), реорганизация и упразднение комиссии, определение ее компетенции, утверждение ее руководителя и персонального состава осуществляются Правительством Кировской области.
7. В состав сил и средств территориальной подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
8. Перечень сил постоянной готовности утверждается Правительством Кировской области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
9. Состав и структура сил постоянной готовности определяются Правительством Кировской области исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
1.Границы зоны чрезвычайных ситуаций регионального характера определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем работ по ликвидации такой чрезвычайной ситуации по согласованию с Правительством Кировской области и руководителями организаций, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация.
2. Границы зон чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем работ по ликвидации такой чрезвычайной ситуации по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация.
Статья 6. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
1. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, в случае возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, силами и средствами органов исполнительной власти – в случае возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера.
2. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных Правительством Кировской области, в случае возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, определенных планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами местного самоуправления, - в случае возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.
4. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Правительством Кировской области, органами местного самоуправления, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.Информацию в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
2. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Кировской области обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
4. Обеспечение населения информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется с использованием региональной системы оповещения населения области, распоряжение на задействование которой дает Губернатор Кировской области.
Положение о региональной системе оповещения населения утверждается Правительством Кировской области.
5. Правительством Кировской области в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, обеспечения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правительство Кировской области осуществляет сбор, обработку и обмен информацией на территории области, в том числе поступающей от органов местного самоуправления, и представляет информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. В целях информационного обеспечения деятельности территориальной подсистемы Правительство Кировской области вправе создавать информационные центры для обеспечения сбора данных в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, а также об обстановке в местах возникновения чрезвычайной ситуации, координации действий сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, подготовки справочных и информационных материалов с целью выработки предложений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы государственной власти области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют следующие полномочия:
1) Законодательное Собрание Кировской области:
а) принимает в соответствии с федеральными законами законы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) утверждает в составе расходной части областного бюджета объемы средств для финансирования областных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
2) Губернатор Кировской области:
а) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации принимает решение о введении для органов исполнительной власти области и местного самоуправления, сил территориальной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, которыми определяются режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) отменяет установленные режимы функционирования органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, органов управления и сил единой подсистемы при устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории области режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
3) Правительство Кировской области:
а) принимает в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом области нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вправе создавать орган исполнительной власти области, уполномоченный на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, наделять его компетенцией;
в) принимает по предложению комиссии решение о проведении эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях, утверждает положение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
г) обращается к Правительству Российской Федерации в случаях недостаточности сил и средств области для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, а также для поддержания общественного порядка в ходе их проведения;
д) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ж) координирует деятельность органов исполнительной власти области по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
и) утверждает областные целевые программы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
к) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
л) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
м) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения;
н) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
о) принимает решение о привлечении аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
п) информирует население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на территории области либо территории муниципальных образований соответствующих режимов функционирования органов исполнительной власти области, органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения;
р) осуществляет в рамках предоставленной компетенции государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
с) осуществляет совместно с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями, органами местного самоуправления и организациями пропаганду знаний в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
т) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.
Статья 9. Финансовое и материальное обеспечение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Финансированию за счет средств областного бюджета подлежат:
1) областные целевые программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительством Кировской области создаются резервы финансовых и материальных ресурсов (резервные фонды).
3. Правительство Кировской области:
1) утверждает положение об областном резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждает номенклатуру и объем регионального резерва материальных ресурсов;
2) определяет порядок использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов.
Статья 10. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Кировской области от 9 апреля 1996 года № 15-ЗО «О защите населения и территории Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Вестник Кировской областной Думы и администрации области, 1996, № 6, № 8);
2) Закон Кировской области от 3 октября 2002 года № 104-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О защите населения и территории Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 09.04.1996 № 15-ЗО» (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2002, № 5 (44), ст. 1498);
3) Закон Кировской области от 29 декабря 2004 года № 302-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О защите населения и территории Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Вятский край, 2005, 18 января).
Губернатор
Кировской области
Н.Ю.Белых