Депутаты обеспокоены ростом безработицы в Кировской области

Депутаты обеспокоены ростом безработицы в Кировской области
Тему обсуждали в ходе сентябрьской сессии на заседаниях бюджетного и социального комитетов.

В ходе сентябрьской сессии депутаты Законодательного Собрания уделили особое внимание состоянию рынка труда. Проблему нарастающей безработицы озвучили дважды: на заседании комитета по бюджету и на заседании комитета по социальным вопросам.

Тему на заседании бюджетного комитета поднял Константин Гозман. Он обратил внимание, что поправки к бюджету предусматривают почти 940 млн. рублей на осуществление повышенных выплат по безработице.

- Складывается тенденция, судя по всему, по всей стране: мы не можем найти людей на рабочие профессии. Получается ситуация, что человек получает выплаты на уровне 20 – 30 тыс. рублей, сидит дома и не выходит на работу, - сказал Константин Гозман.

Такая тенденция, по словам депутата, коснулась нескольких направлений. Среди них сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции и строительная отрасль. Там достаточно вакансий, которые оказываются невостребованными. Вместе с тем в регионе растет безработица.

По данным министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, на 1 сентября количество безработных в регионе достигло 33 тыс. человек – это практически в 4 раза больше, чем на начало 2020 года. Все они стоят на учете в областной службе занятости.

- Порядка 11,5 тыс. человек из них – это люди, которые не работали дольше года либо декларируют, что ранее они вообще не работали, - сообщила министр экономического развития и поддержки предпринимательства Наталья Кряжева.

По данным министерства, около 12 тыс. человек из названных 33 тысяч потеряли работу после 1 апреля 2020 года. Свою деятельность прекратили свыше 2,6 тыс. индивидуальных предпринимателей – причем эксперты не исключают, что лишь формально, также ради оформления пособий.

Повышение размеров выплат действительно усугубило трудности работодателей. Вице-спикер ОЗС, председатель комитета по бюджету Роман Титов привел пример: в Белохолуницком районе из небольшой организации уволилась половина коллектива, выбрав между зарплатой и бюджетной выплатой второе. «Люди напрямую сказали работодателю: зачем нам работать за 25 тысяч, если можно, воспитывая двух-трех детей, дома сидеть за 20? А зимой их всех обратно возьмут», - рассказал Роман Титов.

Также с повышением пособий по безработице стало труднее найти работников на неквалифицированные направления, например, на должности уборщиков и гардеробщиков. География такой проблемы оценивается широко, добавила Наталья Кряжева.

Как отметил председатель Контрольно-счетной палаты региона Юрий Лаптев, таких данных по безработице не было даже в сложные 90-е годы прошлого века.

- Все дело в том, что сегодня идет легализация теневой занятости, потому что изменен порядок регистрации. Если раньше служба занятости работала персонально с человеком, проверяла весь пакет документов, который он предоставлял, то сегодня все это делается в онлайн-режиме. То есть человек представил свои документы, и служба занятости обязана его зарегистрировать. И этим пользуются, на мой взгляд, и мошенники, которые по факту где-то работают, но все равно отправляют документы. Похоже, что сотрудники просто не успевают проверять эти документы. В этом надо разбираться, осуществлять проверки. Поэтому этот список, эти 33 тысячи – это фантастика, у нас в 90-х годах такого не было – надо тщательнейшим образом проверять, - заявил Юрий Лаптев.

КСП действительно следит за расходованием средств, которые предоставляются региональной службе занятости. А кто, кроме перегруженных сотрудников «биржи труда», может проверить подлинность поданных гражданами справок? Этот вопрос обозначил депутат Равиль Нургалеев.

- В Вятских Полянах на предприятии проводили производственное совещание. Там был руководитель службы занятости. Он сказал, в Вятских Полянах в месяц добавляется по 500 человек [безработных]. При этом мы тоже не можем найти людей ни в промышленность, ни в сельское хозяйство – такая же проблема. На самом деле это как эпидемия – люди отказываются от работы в пользу выплат. Вместе с тем сотрудницы, которые работают в центре занятости с 8 утра до 8 вечера, получают копейки. При такой зарплате и нагрузке они просто физически не могут проверить людей, которые присылают документы и могут оказаться мошенниками,- сказал Равиль Нургалеев.

Он предложил рассмотреть возможность повысить заработную плату сотрудникам центров занятости. Сейчас, по словам депутата, они получают около 15 тыс. рублей.

О зарплатах высказался и Константин Гозман, адресовав вопрос профильным министерствам. Депутат хочет разобраться, какую зарплату в создавшихся условиях нужно определить при формировании вакансии, чтобы побудить потенциального сотрудника выйти на работу.

- Ситуация наблюдается по всей стране, то есть это системно. Есть открытые рабочие места, они не занимаются. А мы сентябрьскими поправками предусмотрели в областном бюджете больше 900 миллионов рублей – это чистые выплаты населению, людям, которые стоят на учете по безработице. Понятное дело, что рабочему месту конкурировать со службой занятости весьма сложно. Следует, проведя анализ, обращаться на федеральный уровень, - считает Председатель Законодательного Собрания Владимир Бакин.

Кроме того, комитет по социальным вопросам продолжит контроль за результатами работы областной службы занятости. Ведомство участвует в реализации государственной программы Кировской области «Содействие занятости населения Кировской области».

Воплощение госпрограммы вызвало вопросы у председателя социального комитета Дмитрия Сергеева и депутатов Анатолия Чурина, Александры Каримуллиной, Игоря Малых, Светланы Шиховой.

Комитет планирует позднее более детально обсудить госпрограмму, учитывая данные, которые будут предоставлены Контрольно-счетной палатой.